Консультация для родителей "Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра"
консультация по коррекционной педагогике
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: "Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра". Из этого материала вы можете узнать какие трудности испытывают дети с РАС, как эти трудности влияют на обучение детей в школе, а также найти общие рекомендации по организации учебной деятельности и взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17._mart_24_konsultatsiya_osobennosti_raboty_s_detmi_s_ras.docx | 439.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей детей с РАС
«Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра»
Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам. Встретить такого ребёнка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных формах интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить в обычном детском саду, коррекционной школе, престижном лицее. И всюду такие дети встречают трудности во взаимодействии с другими детьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:
∙ Трудности, связанные с социальным взаимодействием;
∙ Трудности, связанные с социальной коммуникацией;
∙ Нарушение воображения и символической игры.
Данные трудности называют «триадой нарушений». Диагноз «Аутизм» ставится при наличии трудностей во всех трех областях. Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС)
Диагноз «Аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребенка проявляется аутичное поведение. Например, ребенок с высоким уровнем умственного развития может демонстрировать крайне аутичное поведение, тогда как ребенок с более низким уровнем умственного развития – лишь легкие формы аутичного поведения, и наоборот.
Области трудностей детей с дефицитом коммуникативных способностей и трудностями социализации (РАС)
- отсутствие желания взаимодействия с окружающими особенно с незнакомыми людьми или в незнакомой обстановке;
- отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе;
- отсутствие желания осуществлять коммуникацию вообще или скудные навыки коммуникации;
-недостаток мотивации к тому, чтобы нравиться окружающим;
- проявление дружелюбия, но в странной форме;
- неспособность играть или писать с применением фантазии;
- противостояние переменам. Например, ребенок истерически плачет, если его ведут в школу другой дорогой, или огорчается, когда что-то организовано по-другому;
- занятие одной и той же игрой. Иногда эта игра основывается на сюжете видео- или телефильмов;
- быстрое заучивание на память, но без понимания изученного; (запоминают фразы, применяют не по назначению)
- сенсорные трудности: многие дети имеют повышенную чувствительность к различным звукам, цветам, запахам, что вызывает невыносимый дискомфорт;
- трудности приема пищи: они могут быть чувствительны к определенным структурам пищи, не пробуют новые блюда;
- навязчивые действия или настойчивость в следовании определенным ритуалам;
- страхи и фобии;
- навыки мелкой моторики не сформированы в соответствии с возрастной нормой;
- недостаточный уровень развития пространственных представлений;
- отсутствие чувства собственной и чужой безопасности, что делает их очень беззащитными;
Как указанные трудности влияют на обучение в школе
Вышеперечисленные трудности могут приводить к следующему:
- сложности понимания услышанного и прочитанного при хорошем распознавании отдельных слов;
- недоразвитие навыков произвольного внимания и слушания;
- частая отвлекаемость от цели деятельности;
- установка делать то, что хочет, а не то, что просят;
- неспособность играть и понимать правила игры;
- зазубривание материала наизусть без понимания смысла заучиваемого;
- недостаток понимания окружающих и того, как их действия могут повлиять на них. Например, они могут наступать на ноги, не замечая этого, закрывать двери перед лицом входящих; расстраивать игры;
- отсутствие переживания за других. Например, ребенок не понимает, почему нельзя бросаться песком;
- выкрикивание в классе или другой обстановке, когда ожидается, что все молчат и слушают;
- навязчивые темы в разговоре;
- настойчивое желание сидеть на определенном месте;
- нервничает, если делает ошибку сам или кто-то другой;
- испытывают трудности при принятии решений;
Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного ученика – двое учащихся с РАС одинаковыми быть не могут.
Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС
- необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня;
- следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных высказываний;
- неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом;
- В начале обучения избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал?», потому что дети с РАС не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания;
- Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.
- Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников образовательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.
- Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойствие или стресс, возможно вызванное небольшими изменениями в распорядке дня.
- Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение – помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (если ребенок начал вас царапать, то это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии).
Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.
- Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом.
- Можно создать группу друзей, которые могли помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения.
- Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.
Важным шагом при выборе метода работы над особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Существует много причин, заставляющих детей с РАС делать или говорить трудные для восприятия вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее поможет фиксирование следующей информации:
- когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;
- что происходило непосредственно перед инцидентом;
- описание инцидента;
- что происходило после инцидента.
Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно.
Существуют другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:
∙ Следует иметь позитивный настрой, вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение;
∙ Следует быть терпеливым. Какой бы метод вы не применяли, он не начнет работать мгновенно. Некоторые методы подразумевают длительную работу;
∙ Следуют быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведётся работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.
∙ Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребёнку.
∙ Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.
∙ Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребёнка. Время понадобится и самому ребёнку.
Общие рекомендации по организации учебной деятельности
∙ Перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени.
∙ Используйте несложные высказывания. Особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений.
∙ Используйте наглядные материалы для новых слов и понятий, т.к. многие дети с РАС больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой.
∙ Предлагайте задания, насколько это возможно, наглядно и конкретно. Используйте разные средства подачи задания. Предъявляйте задания маленькими частями. Лучше вырезать из листа с заданиями одно и подать его отдельно. Это исключит путаницу с инструкциями, а также беспокойство из-за того, что задание выглядит длинным и сложным.
∙ Необходимо обучать учащегося понятию «Закончено». Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объёме. Можно использовать таймер.
∙ Избегайте перегрузок в общении и учении. Давайте возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий (фиксированное время, можно использовать песочные часы).
∙ Необходимо удалять или минимизировать отвлекающие факторы (шум, постоянные движения, компьютеры, перегруженные информацией стенды)
∙ Необходимо, чтобы ребёнок освоился в учебной обстановке, т.е. знал, где лежат необходимые принадлежности, каков учебный порядок, что делать и когда делать. Необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель). Учащийся должен иметь определённое место для своих вещей.
∙ Необходимо иметь достаточно материалов для работы, чтобы учащемуся не пришлось делиться ими с другими.
∙ Используйте образцы для демонстрации ожидаемого от учащегося конечного результата.
∙ Сдерживайте невольные подсказки (движения губ, жесты), когда задаете учащемуся вопрос.
∙ Давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса – обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у других детей.
∙ Многим детям с РАС необходимо знать, что происходит в данный момент, и что будет происходить далее. Они испытывают трудности в самоорганизации и могут испытывать чрезмерное беспокойство, столкнувшись с неизвестным. Ребёнок, видящий перед собой распорядок дня в школе в виде картинок или слов, чувствует себя намного спокойнее. При составлении расписаний можно использовать фотографии, символы, рисунки, слова.
Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма и счёта
Существует ряд приёмов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков.
Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребёнка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит. Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребёнка постоянного повторения, не проверяя его, т.к. все, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.
Далее предлагается педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», когда подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом. Методика ориентируется на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку. Обучая аутичного ребенка счету, следует помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Поэтому обучение аутичного ребенка счету всегда должно начинаться по сравнению количеств, соотнесения цифры и числа предметов.
Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. Т.е. мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая за кисть. Таким образом, мы передаем ему моторный образ (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка поддерживать его кисть или локоть и по возможности переходить к письму по точкам, иначе ребенок привыкнет к постоянной поддержке руки и без неё письмом заниматься не будет.
В результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Консультация для родителей "Музыкотерапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"
Консультация поможет родителям организовать совместную деятельность ребенка и родителя в домашних условиях при помощи музыки ....