Игры и упражнения для обогащения речевой среды детей раннего возраста.
картотека

Посморова Наталья Владимировна

Игры и упражнения для обогащения речевой среды детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhnenie.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для обогащения речевой среды детей раннего возраста

I этап

Игры в парах с участием воспитателя, основанные на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов

«Снежинки кружатся» 
Цель. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.
Описание. Дети кружатся, изображают снежинок. Взрослый говорит: “Вот снежинки спустились с неба на землю”. Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого “Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!” снежинки поднимаются и снова кружатся. Взрослый говорит: “Опять подул ветер ”. Дети  снова закружились и т.д.

II этап

Совместные игры нескольких детей, основанные на простых, доступных, хорошо знакомых детям движениях

«Будь внимателен»

Цель: Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Описание: Сначала выбирают ведущего (сначала это воспитатель, а впоследствии и ребенок может быть). Затем дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:

♦ зайчики — прыгать

♦ лягушки — присесть и прыгать вприсядку

♦ цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли

♦ раки — пятиться

♦ коровы — мычать

♦ птицы — расставлять руки в стороны и бежать

III этап

Пальчиковые игры

«Сидели два медведя на тоненьком суку»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения,

Описание: Взрослый эмоционально рассказывает и показывает. А ребенок повторяет.

 «Сидели два медведя
на тоненьком суку»

Далее разведите руки так, будто вы раскрываете газету в развороте:

«Один читал газету»

Положив один кулак поверх другого, подобно частям жернова, двигайте верхним кулаком по кругу поверх нижнего, словно мелете муку:

«Другой молол муку»

Затем, стуча кулаками один поверх другого по два раза и чередуя положение верхнего и нижнего кулака:

«Раз ку-ку, два ку-ку!»

Похлопайте себя по ногам два-три раза:

«Оба шлепнулись в муку»

Дотроньтесь до носа:

«Нос в муке!»

Потрогайте воображаемый хвост:

«Хвост в муке!»

Потрогайте ухо:

«Ухо в кислом молоке!»

Проиграйте сюжет еще раз, попросив малыша повторять слова и жесты за вами. В конце игры обнимите его и похвалите за участие.

IV этап

Хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений, сопровождающихся словом

 «Ехал пан»

Цель: Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

Описание : Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее.

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.

V этап

Игры с правилами, предусматривающие чередование действий двух видов — активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий

«День - ночь»

Цель: учить действовать по инструкции, вовремя согласовывать свои действия

Описание: Когда взрослый говорит «День» , то дети двигаются, ходят, топают, хлопают. Если звучит «Ночь»  - то все останавливаются , не двигаются, как бы «засыпают»

   VI этап

Игры с использованием различных предметов и игрушек

«Правая рука, левая нога»

Цель: игра способствует развитию сенсорного восприятия, внимания; помогает в разграничении понятий «право», «лево».

Описание:

Необходимый инвентарь: один-два колокольчика и ленточки.

 Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик (либо дать в руку ленточку) и позаниматься веселой зарядкой.

 Если вы скажете: «Правая рука», ребенок должен поднять ее вверх и позвенеть колокольчиком. Если скажете: «Левая рука», малыш должен поднять другую руку и помахать ею.

 Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге. При этом в число команд добавляются фразы «Левая нога», «Правая нога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»....

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1.     «Эхо» — взрослый произносит слов...

Развивающая речевая среда детей раннего возраста

Развивающая речевая среда детей раннего возраста....

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей раннего возраста, использование су-джок терапии.»

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику....

Консультация для родителей.,, Игры и упражнения для развития памяти у детей раннего возраста"2024 г (июль)

Как развивать память у детей раннего возраста при помощи игр и упражнений. ...