«Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, а так же  является важным средством формирования познавательного интереса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

             Дошкольный возраст – возраст почемучек, самый благоприятный для познавательного развития детей. Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий.  Любознательность и есть естественное стремление ребёнка к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Поэтому задача взрослых — создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольника. Ведь она позднее перерастает в познавательную активность.

Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

 Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т. к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных, внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Можно использовать в работе следующие виды игр:

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д. (на занятиях).

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников....

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...

Семинар "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активнодействует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,преодолевает трудности»...