Одаренный ребенок в семье
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

Очевидно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребёнок вызывает и некоторую озабоченность, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, воображения, порой смелости самовыраженияю, ставит старших членов семьи в тупик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok_v_seme.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Одаренный ребенок в семье

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб   Болдовская Т.Н.

      Все дети одарены от природы. Наблюдать за тем, как ребенок познает мир,   доставляет истинное наслаждение. Уже в 2-3 года начинает формироваться индивидуальность. и можно увидеть, обладает ли ребенок каким-то  талантом, отличается ли он от сверстников особой одаренностью. Нередко маленький вундеркинд начинает  опережать своих сверстников в развитии, что может выражаться в лёгкости запоминания всего, что он видит и слышит, ярко выраженных способностях к математике, музыке, рисованию, другим видам творчества,  повышенном интересе к окружающему миру. Все это означает, что перед нами особо одаренный ребенок, требующий индивидуальных методов воспитания.

       Проблема в том, что детей с ранним умственным развитием могут ожидать сложности и дома, и в детском саду, и в школе, принимающие порой драматический характер. Ведь многие думают, в том числе и его родители, что раз ребенок «такой умный», то и все ему должно даваться легко. А когда оказывается, что одаренный, например, в математике, ребенок не «тянет» русский язык, чтение, то он вызывает у родителей неприкрытое разочарование,  что наносит ему непоправимую психологическую травму.  Поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание одаренных детей в семье – задача сложная, требующая от родителей не только дополнительных знаний, например, в психологии, но и особого такта.  

       Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они иногда обнаруживают обострённое чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим (альтруисты), а порой полностью сосредоточены на себе, что мешает построению правильных отношений со сверстниками (эгоцентристы),  зачастую, им недостаёт эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Иногда, поощряемые родителями и другими взрослыми,  такие дети ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, что  приводит к переживаниям и  моральным травмам.  Поэтому очень важно, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, когда ребенок обнаруживает необычные способности.

        Очевидно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребёнок вызывает и некоторую озабоченность, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, воображения, порой смелости самовыражения ставит старших членов семьи в тупик. Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих рамок нормального развития и это вызывает у них подсознательную тревогу. И, если взрослые позволяют себе обсуждать все это при ребенке, то он невольно «заражается» их сомнениями и страхами.  

       Бывает и другая крайность. Взрослые  чрезмерно восхищаются способностями и успехами «вундеркинда», при первом же удобном случае, к месту и не к месту демонстрируют их знакомым и незнакомым людям, ожидая от них такого же восторга. В результате с самых ранних лет подогревается детское тщеславие, что в дальнейшем может обернуться немалыми проблемами в социальной адаптации, когда ребенок на основе самомнения и завышенной самооценки не сможет находить общий язык со сверстниками.

      Нельзя упускать и тот факт,  что взрослые в семье могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка проявление необычных способностей. Они бывают необъективны в своих выводах – ведь свой ребенок всегда самый лучший.   Поэтому, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, детских психологах, которые вовремя должны направить в нужное русло родительское воспитание.  

    В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье. Одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке значимых других, прежде всего родителей. Тем более, что эта проблема усугубляется с взрослением ребенка – чем старше он становится, тем ярче обозначаются его отличия от других детей.

      К сожалению, в процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки -  две крайности нежелательного воздействия на ребёнка. Под гиперопекой мы понимаем чрезмерную заботу и контроль над ребёнком со стороны родителей или его воспитателей. Особенностями талантливых детей являются высокая энергетика и широкая познавательная потребность. Одарённый ребёнок не терпит ограничений на свои исследования – способ познания жизни, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.

     Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Чрезмерная активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей. Ситуация гиперопеки характерна для: а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время; б) семьи с поздним или единственным ребёнком; в) неполной семьи без отца; г) родителей с демонстративно-истероидными чертами характера. Такие родители считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всем, но и обязательно быть первыми. Более того у некоторых родителей возникает страх перед будущим – не исчезнет ли одарённость, сумеет ли ребёнок найти своё место в жизни. В неполной семье без отца можно наблюдать «симбиоз» матери и ребёнка, который проявляется в ограждении от повседневных трудностей, возникающих в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, что мешает социальной адаптации, так как в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

   Амбиции родителей с демонстративно-истероидными чертами ведут к непониманию в семье, авторитарный стиль воспитания влечёт за собой агрессивное поведение ребёнка, развивает «комплекс неполноценности» как в физическом, так и интеллектуальном развитии. В данных ситуациях нужно рекомендовать родителям: быть толерантными к успехам и достижениям ребёнка в интересных ему видах деятельности; не лишать его возможности преодоления жизненных трудностей, не сравнивать детей друг с другом, установить доверительные отношения с детьми.

     Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недоразвитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей.

     Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны способствовать развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. Содействовать, а не управлять. Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Одаренный ребенок в семье"

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои с...

Консультация для родителей "Одаренный ребенок в семье"

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поско...

Памятка для родителей "Одаренный ребенок в семье"

Одаренный ребенок, кто это? Как его воспитывать? На что обращать внимание?...

Консультация для родителей "Одаренный ребенок в семье"

Детская одаренность - это интересное и загадочное явление природы.Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Поэтому педагоги дошкольных учреждений и родители должны быть ...

Консультация для родителей "Одаренный ребенок в семье и детском саду"

Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка....