Семинар-практикум для родителей
методическая разработка
Семинар-практикум для родителей
«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar1.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний родителей по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- расширение знаний родителей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
- развитие психологических качеств, обеспечивающих личностно-ориентированное общение родителей с детьми.
Ход семинара:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Упражнение «Цветок»
- Дети — это «цветы жизни», и какими они вырастут, зависит от нас взрослых - «садовников». Какими вы хотите видеть ваших детей? Какими качествами хотели бы их наделить? У каждого из вас есть серединка цветка и лепестки, напишите на лепестках качество, которым вы хотите наделить своего ребенка и приклейте к серединке. Посмотрите, какие пышные цветы получились. Родители пишут на «лепестках» качества и размещают их на «серединке».
- А теперь уберите те качества, которые у вашего ребёнка ещё не сформированы или сформированы не до конца. Родители убирают часть «лепестков».
- Наша с вами цель, как «садовников», создать нужные условия для взращивания пышных и красивых «цветов». Давайте, совместно попробуем разобраться, как это сделать.
Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются в тот период, когда малыши учатся общаться со своими сверстниками, виды их деятельности значительно расширяются, а знания об окружающем мире постоянно пополняются. Если трехлетний ребенок еще не испытывает чувства вины за проступок, то дети 4-5 лет уже способны осознавать, что сделали что-то не так. Так как же родителям определить ту грань, когда дошкольники уже готовы к усвоению нравственных норм и их соблюдению? Существует простой тест: попросите ребенка не оборачиваться, пока вы будете за его спиной распаковывать интересную новую игрушку, о чем его следует уведомить. Выдержал? Не обернулся? Если малыш научился управлять своими желаниями и порывами, то вполне готов к тому, чтобы выполнять требования простейших нравственных норм.
- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д., детский сад или семья? (Ответы родителей).
- Давайте попробуем в этом разобраться. В детском саду дети находятся в равных условиях, с ними проводится воспитательная работа, определяются и формируются нравственные ценности. Но при этом среда для всех одинаковая. Возникает вопрос, почему же тогда дети такие разные? (Вывод: потому, что у всех разные семьи. Становление нравственных качеств личности ребенка происходит изначально в семье.)
- Какую роль в формировании нравственных качеств у ребёнка играют родители?
(Родители – это образец для подражания)
Первые представления о хорошем и плохом дети узнают в раннем возрасте из сказок, рассказанных родителями. Понятия добра и зла формируются в игровой ненавязчивой форме. Огромная роль в процессе социализации принадлежит нравственному воспитанию в семье, которое основано на взаимоотношениях ее членов. Ребенок постоянно слышит, что надо уважать старших, делится игрушками с братом или сестрой, не обижать животных, не обманывать. Но самый главный пример – поведение взрослых. Малыш, наблюдающий неучтивость, эгоизм, неуважение родителей друг к другу, просто не может вести себя по-другому. Именно поэтому нравственное воспитание дошкольников невозможно вне семьи.
Воспитание нравственных мотивов
Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Конечно, заставить – проще всего. Но можно действовать по-другому. Разнообразные методы нравственного воспитания дошкольников сводятся к наградам и поощрениям. Был честным – жди награды, обманул – будь готов к наказанию. Для дошкольников одобрение взрослого человека, а особенно родителя, имеет большое значение. Ребенок старается упрочить и сохранить хорошие отношения с родителями. Именно так и возникает главный мотив, ориентированный на так называемый социальный внешний контроль.
Наказание – это только внешний контроль. Когда ребенок вырастет, контроль родителей ослабнет, а со временем вообще исчезнет, поэтому надеяться на «внешнего стража» нельзя. Малыш должен осознавать, что это необходимо, в первую очередь, ему самому.
Ситуация, когда воспитание нравственных качеств у дошкольников основана на бескорыстности и создании у ребенка положительного образа самого себя, - отличный повод дать малышу почувствовать собственную значимость. А ведь такой образ неотделим от нравственных поступков.
- Предлагаем вам решить несколько проблемных ситуаций и, через их решение найти нужный ключ к успешному воспитанию у ребёнка нравственных качеств.
1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
Ситуация: Ребёнок пришёл из сада и оживлённо рассказывает о том, как он поссорился с другом, что его друг не поделился новой машинкой, а мальчик не дал ему конструктор, чтобы построить гараж для этой машинки. Мама, уставшая на работе и загруженная домашними проблемами, коротко ответила «Мне некогда…» и продолжила заниматься своими делами.
2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Покажите ребёнку на практике последствия его проступка. Дела убедительнее и громче слов.
Ситуация: Ребёнок, несмотря на просьбы мамы, с завидным безразличием бросает после прогулки мокрую одежду в кучу. Мама со словами «Ну, сколько можно говорить, клади мокрую одежду на батарею. Когда ты станешь уже самостоятельным?», убирает одежду на сушку. В очередной раз, мама не стала убирать одежду ребёнка, и мальчик на следующий день не смог пойти на улицу.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны и многое могут сделать самостоятельно. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
Ситуация: В выходные в семье ждали гостей. Мама торопилась, готовила салат, времени оставалось не много. 6-летняя дочь предложила маме помочь нарезать овощи для салата. На что мама ответила: - «Иди лучше порисуй, не мешайся, скоро гости придут, я и так ничего не успеваю»…
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
– Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.
Ситуация: После садика Миша ходил в спортивную секцию. Каждый раз мама просила его с вечера собрать форму в рюкзак, но мальчик был глух к просьбе мамы. В итоге, ей приходилось делать это самой. Как-то раз, Миша, придя на занятие, обнаружил, что формы в рюкзаке нет. Всё занятие он просидел в стороне, наблюдая, как занимаются другие дети.
5. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
Ситуация: вечером дочь заявила, что одной девочке из группы купили новую красивую куклу. И что ей непременно нужна такая же. Родители попытались объяснить дочке, что игрушка очень дорогая и возможности купить её, у родителей нет. Девочка закатила истерику, начала громко плакать и кричать, что мама плохая и её не любит. Мама, молча, вышла из комнаты.
6. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Сказали слово, сдержите его, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную.
Ситуация: после игры, мама попросила убрать ребёнка за собой игрушки. Ребёнок не хотел этого делать, а просил включить мультфильм. На что мама ответила: «Если ты не соберёшь игрушки, мультфильма не будет». Малыш продолжал капризничать и стоять на своём. Тогда мама предложила собрать игрушки вместе. Когда игрушки были убраны на место, ребёнок опять стал требовать мультфильм. «А разве ты сам убрал игрушки?» ответила мама. Малыш начал капризничать. Но мама была непреклонна в своём решении.
7. Будьте последовательны в своих словах. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
Ситуация: на выходных мама обещала сводить детей в цирк. Но появились неотложные дела и в цирк не пошли.
8. Нужно всегда помнить о будущем и о том, что ваше слово отзовется не только сейчас, но и через годы, когда ваши дети будут воспитывать ваших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, отдав предпочтение сложным и трудоемким. Если вы можете ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, вы заодно учите его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
Ситуация: Мальчик нашёл в доме спички и решил проверить, правда ли, что бумага хорошо горит. Он поджёг в ванной скомканный лист и с интересом наблюдал за происходящим. Испуганная мама вошла в ванную и отшлёпала сына, со словами: «Ты мог всю квартиру спалить».
— Вот мы и нашли нужные нам «ключи». Как вы думаете, помогут ли они нам в формировании тех нравственных качеств, которые ещё не сформированы у детей?
Подведение итогов.
Мы с вами, взрослые, должны быть хорошим примером для наших детей, оказывать каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви, никогда не унижать достоинство ребенка, не высмеивать его неудачи, не критиковать. Во всех проблемах уметь находить справедливое решение. Всегда эмоционально откликаться на проблемы ребенка, какими бы мизерными они не казались.
Искренне радоваться успехам и достижениям малыша.
Уметь видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
Часто, но обосновано, хвалите ребенка, действовать исключительно в интересах ребенка, уметь смотреть на происходящее глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».
Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания
В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"
В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей». Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...
Презентация семинара практикума "Школа для родителей".
В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....
Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"
Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...