Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
консультация

Коваленко Виктория Юрьевна

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Консультация

«Развитие творческих способностей детей 

посредством освоения нетрадиционных техник рисования»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Основные принципы работы по развитию творческих способностей:

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

• Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

•  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

• Принцип доступности материала.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

•  от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

•  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

•  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

•  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

• музыкальное сопровождение и т. п.

• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

• личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации) ;

• коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ;

• игровые (оригинальность сюжета, мотивация) ;

• педагогические (доверительная беседа, стимулирование) .

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используют разнообразные материалы. Детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование песком;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой ;

• монотипия пейзажная ;

• печать по трафарету ;

• монотипия предметная ;

• кляксография обычная;

• пластилинография .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для того чтобы заинтересовать родителей, в необходимо регулярно организовывать выставки детских работ, проводить консультации, на которых показывать родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...