«Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
статья (подготовительная группа)

Скиридонова Наталья Александровна

 Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». В настоящее время эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания нравственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отечественным ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, какими бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно -образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Благодатной темой для установления тесного сотрудничества с семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направлении нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.

Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, родительские уголки, папки-передвижки, консультативный материал: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», «Православие». Все это явилось мостиком налаживания взаимоотношений, установления доверия и сотрудничества.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является совместное изготовление родителями и детьми родословной, семейных альбомов. Листая подобный альбом, рассматривая древо своей семьи, ребёнку, несомненно, вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов разнообразна: «Моя семья», «Я родился», «Мой дом». Живой интерес и удивление родителей вызвала газета «Модный приговор», где дети с большой любовью представили дефиле настоящих модниц – мам. Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, предоставили фотографии для организации выставок «Лучше папы друга нет», «Мой папа в Армии служил».

Немаловажное значение имеют и семейные экскурсии по городу, поэтому мы предлагаем родителям в выходные дни посетить достопримечательности нашего города, а так же семейные путешествия по стране во время отпуска. Итоги таких поездок и экскурсий были выражены в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были в отпуске», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Улицы разные – старинные и важные».

В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомим детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомим детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость.

В своей работе мы применяем метод семейных проектов. Суть их в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Сейчас мы работаем над проектами «Скоро в школу» «Моя семья», в которых, выполняя совместно с детьми домашнее задание, родители проявляют творчество, фантазию, выдумку.

Традиционным стало участие наших родителей и детей в совместных выставках: «Дары Осени», «Кормушка для пернатых», «Мастерская Деда Мороза», « Загляните в мамины глаза», «День защитников Отечества», проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории, приносят рассаду для цветов , а потом сажают их вместе с детьми.

Ещё одной традицией стало проведение «Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эти недели! Оказалось, что для родителей это не просто. Пришлось приложить много усилий.
В неделе добрых дел родители изготовили кормушки для птиц, скворечники, мама помогла сшить костюмы, бабушка обвязала кукол, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали шкафы для пособий и игр, диванчик для отдыха детей, природный уголок.
Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать их труд, стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Это и есть начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. В конце года на последнем собрании отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Используемая литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.

2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.

3. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Роль семь в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Именно родители на ярких примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, страна....

Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры. Необходимо стремиться к четкому распорядку жизни и деятел...

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста»Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и...