Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи дошкольного возраста дома
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания
у детей с нарушениями речи дошкольного возраста
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох – пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, расходования его экономно. Это регулируется дыхательным центром головного мозга. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.
Физиологическое дыхание детей с нарушениями речи имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В связи с этим страдает и речевое дыхание. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Научить детей с нарушениями речи управлять своим дыханием можно не только в процессе специальной работы над речевым дыханием на логопедических занятиях, но и в домашних условиях.
Внимание, родители! Для выполнения упражнений, развивающих речевое дыхание необходимо выполнять следующие условия:
1. Упражнения надо выполнять в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
2. Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать. Выдох через рот, он должен быть длительным и плавным.
3. Необходимо следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
4. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
5. Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
6. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
7. Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!
1 комплекс: Упражнения для укрепления физиологического дыхания у детей.
«Качели»
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Гуси летят»
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Насос»
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Поединок»
Из кусочка ваты скатать шарик - «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
2 комплекс: Упражнения для формирования дыхательного аппарата у детей.
«Дерево на ветру»
Сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
«Ножницы»
Встать прямо, ноги на ширине плеч прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
«Паровозик»
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
«Пушок»
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
«Пружинка»
Лечь на спину; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
3 комплекс: Упражнения для развития плавного, длительного выдоха у детей.
«Сердитый ежик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки прямые вдоль тела. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
«Надуй шарик»
Сидя или стоя, «надувать шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Снегопад»
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
«Кто дальше загонит шарик»
Сесть с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Парящие бабочки»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Аист»
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
4 комплекс: Упражнения для развития силы вдоха и выдоха у детей.
«Подуй на одуванчик»
Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
«Бегемотик»
Ребенок, лежа или сидя, кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Волна»
Лежа на полу, ноги вместе, руки по швам, на вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
5 комплекс: Упражнения для формирования правильного речевого дыхания у детей.
«В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
«Лягушонок»
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
«Волшебные заклинания»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки прямые вдоль тела.
Вдох – выдох: поднять руки плавно вверх в стороны, произнося: па-а-а.
Вдох – выдох: опустить руки в стороны, произносить: по-о-о.
Вдох – выдох: руки вперед: пу-у-у.
Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вниз в стороны: пэ-э-э.
Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: пи-и-и.
Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.
«Гуси»
Руки на поясе, вдох, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз, произнести протяжно: «Г – а – а – а».
«Жук жужжит»
Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж-ж-ж» или «З-з-з», опуская руки вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям:"Варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"
В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи - презентация
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников ...
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. Рекомендации логопеда.
Рекомендации логопеда....
"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи".
laquo;Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....