Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didikticheskie_igry.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
подготовительной группы
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Уважаемые родители, речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей.
Периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, является дошкольный возраст. Поэтому очень важно стимулировать у детей речевую активность, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны ежедневные занятия. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Особым видом игровой деятельности детей в возрасте 6 – 7лет является дидактическая игра.
Предлагаем вам игры, в которые можно играть с ребенком дома.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход: ведущий называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая….
Дидактическая игра «Назови три слова»
Цель: активизация словаря детей.
Ход: ведущий задает вопрос, бросает мяч. Ребенок, возвращая мяч, дает ответ на вопрос. Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т.д.
Дидактическая игра «Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход: взрослый объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
Дидактическая игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: ведущий, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
И т.д.
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Оборудование: мяч.
Ход: ведущий, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг.
Оранжевый – апельсин, морковь, заря.
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный – огурец, трава, лес.
Голубой – небо, лёд, незабудки.
Синий – колокольчик, море, небо.
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.
Дидактическая игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Материал: мяч
Ход: ведущий, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Например:
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Одно кольцо, ….
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: активизация словаря, употребление сложноподчиненных предложений.
Ход: ведущий предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес…Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.
Дидактическая игра «Гласные звуки»
Цель: развивать фонематический слух.
Ход: ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются с учетом возможностей детей).
Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, развивать слуховую и зрительную память.
Оборудование: кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дидактическая игра «Найди братца»
Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование: предметные картинки
Ход: взрослый выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б']; [б] и [б'] – братцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Игра и развитие речи"
И для ребенка, и для мамы важно играть вместе. Давайте играть с пользой!...
консультация для воспитателей "игры для развития речи"
консультация для воспитателей "игры для развитие речи"...
Консультация для педагогов "Игры для развития речи детей 2-3 лет"
Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои м...
Консультация для родителей. "Игры для развития речи".
Практический материал для родителей, который поможет развивать речь детей....
Консультация для педагогов "Игры, способствующие развитию речи детей раннего возраста"
Игры, способствующие речи детей раннего возраста...
консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.
Воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...