Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье сообщается о необходимости, цели и способах выполнения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_domashnih_usloviyah.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки? Значит у него недостаточно развиты  мышцы речевого аппарата. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная (речевая) гимнастика является эффективным средством

развития речевого аппарата.

Основная цель всех упражнений – выработка качественных, полноценных

движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Основная задача родителей – включить ребенка в целенаправленную

речевую работу, заинтересовать его и постепенно сформировать речевые навыки.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики:

— Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 2-3 минут.

— Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свои движения, целесообразнее выполнять упражнения перед зеркалом. Вначале показывайте на себе, как правильно делать упражнение. После этого выполните его синхронно с ребенком.

— Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.

— Взрослым, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

— Необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте детям вначале сложных заданий, а постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого – к более сложному.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида

упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое

название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь назвать его. 

Статические упражнения –

направленны на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу.

«Улыбка»

Губы в улыбке, зубы видны, как будто произносим звук [и].

«Лопаточка», «Блинчик»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Иголочка»

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.

«Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

«Горка», «Киска сердится»

Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх-вперед спинку языка. 

Динамические упражнения —

вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и

переключаемость.

«Часики»

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.

«Вкусное варенье»

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

«Орешек», «Спрячь конфетку»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

«Качели»

Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.

«Накажем непослушный язычок»

Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя…

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

«Маляр»

Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое и мягкое небо, производя движения вперед-назад.

«Змейка»

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. 

Дыхательные упражнения

 «Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно положить вату на нос.

«Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Помните:

гимнастика не должна надоедать ребенку. Следите, чтобы он не уставал.

Упражнения можно сопровождать небольшими стихотворениями.

Играйте с детьми и развивайте их речь, ее благозвучие, выразительность,

хорошую дикцию. Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на

похвалу, поощрения.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике:

1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Подготовила: учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №18»

ЭМР Саратовской области

М.В.Шашкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Памятка кратко отражает ключевые аспекты артикуляционной гимнастики...

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Данная презентация была представлена и проведена с родителями и детьми на общем родительском собрании дошкольников. В ней отразились все аспекты проведения артикуляционной гимнастики дома....