Творческая мастерская: «Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей»
консультация (подготовительная группа)

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx18.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Творческая мастерская:

«Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Баркова Виктория Викторовна

Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:

  • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
  • научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
  • развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
  • побуждение их к самостоятельным действиям.

Как и любая другая, музыкально – дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

Пример дидактических игр:

1. На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала нами используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» мной используется в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав песенку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.

В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке [2]. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку (в более старших группах можно попросить поставить на соответствующую ступеньку по высоте).

2. Развитие чувства ритма. Для этого я использую распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также использую, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма использую ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.

3. Развитие воображения и представления о характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную, вокальную музыку русских и советских композиторов (особенно незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского) [5]. Дети делятся своими впечатлениями, придумывают короткие истории. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

Литература:

  1. Комисарова Л. Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  2. Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. – Музыкальный руководитель. - №4. – 2008. – С.11-12.
  3. Чайковский П.И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. – М.: АО «Скорпион», 1994. – 133с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"

Консультация  музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей

Как организовать самостоятельную музыкальную деятельность в группе...