«Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гайсина Ирина Фидаилевна

Родительское собрание в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_1.docx69.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной к школе группе.

Как родители могут помочь своим детям

                          подготовиться к школе.

Задачи:

  • Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе.
  • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
  • Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из родителей индивидуально даются результаты диагностики своего ребёнка,
  • Анализ стереотипов родительского поведения.
  • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
  • Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группе

Доклад педагога.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе.

Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.  Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Быть готовым к школе — не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности   учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это еще не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо  учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

З. социальная

4. мотивационная.

1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и пжольной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).

2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

3. Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения

4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом (” Там много ребят, и можно будет играть с ними”) не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив — самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

  • к новому педагогу;
  • к новому коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим, С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Причины: родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:

  • не так часто обращают внимание на развитие малыша «да успеет еще научиться, для этого школа есть!»;
  • не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками «со временем пройдет... »;
  • на наличие или отсутствие желания учиться «втянется, повзрослеет, глядишь, и все пройдет»;
  • не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребенка — будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

«Вот пойдешь в школу, там тебе... » «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
  • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
  • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана)
  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваются комплекс неполноценности).

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Каждому из родителей выдается информация:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ        РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес,
  1. Свой город, его главные достопримечательности.
  2. Страну, в которой живёт.
  3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  5. Домашних животных и их детенышей.
  6. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
  7. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  8. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  9. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  10. Различать и  правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  11. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая левая сторона, верх - низ и т.д.)
  12. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  13. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
  14. Различать гласные и согласные звуки.
  15. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  16. Хорошо владеть ножницами: резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.
  17. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  18. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
  20. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

После прочтения предлагается родителям оценить готовность своего ребёнка к школе. На столах лежат цветные жетоны (жёлтый — ребенок полностью готов к школе, зеленый — средний уровень готовности, чёрный — ребенок совсем не готов к обучению в школе). Воспитатель фиксирует ответы и знакомит родителей с результатами диагностики в целом по группе. Каждому из родителей лично в руки выдаются результаты диагностики его ребенка, родители приглашаются на индивидуальную консультацию по желанию.

Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка — будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

  • «Вот пойдешь в школу, там тебе...» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
  •  «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе.)
  •  «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
  •  «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному». Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми — семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Подведение итогов родительского собрания, Каждый участник родительского собрания получает карточку, в которую вписывает совет психологу, воспитателю, другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической или афористической форме. В конце встречи можно предложить несколько советов родителям будущих первоклассников:

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  •  Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  •  Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  •  Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Ознакомить родителей домашними играми для подготовки ребёнка к школе. Например: «Наши с мамой секретные языки», «Синонимы - антонимы», кроссворды, загадки, «Что лишнее»...                                                                                                                                                                   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его...

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО

Статья для конференции в контексте готовности к школьному обучению дошкольников...

«Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе...

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС ДО

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образ...

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...