Советы родителям детей подготовительного к школе возраста по формированию ФЭМП
консультация (подготовительная группа)

Данный материал адресован заботливым родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок был успешен в школе. Несколько советов по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, ваш ребёнок скоро идёт в школу. Он уже многому научился в детском саду: у него довольно обширные представления об окружающем, он умеет считать, и даже читать, рисует, лепит, поёт, но иногда у него всё-таки остаются проблемы, которые могут помешать ему  учиться в школе. У нас осталось немного времени, но мы можем им воспользоваться, для того, чтобы закрепить понятия, которые ваш ребёнок ещё не успел освоить в детском саду. Поиграйте с ним и всё получится!

С какими трудностями при усвоении числового ряда детьми можно столкнуться?

Это трудности, связанные с:
 порядковым счётом и пересчётом;
 графическим образом цифр;
 соотнесением числа и количества;
 числовым рядом;
 составом числа.

Как вы можете помочь ребёнку, усвоить порядковый счёт, играя:

Например, для начала поиграйте в сказки, где есть перечисление персонажей: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Цветик-семицветик». На таком наглядном материале с ребёнком повторяется порядковый счёт и порядок появления персонажей.

Спросите, кто пришёл первым, вторым,.., последним, кто был за или перед тем или иным персонажем

Вторым этапом будет работа с порядковым счётом в упроченных ситуациях, хорошо знакомых ребёнку. Очень важно, чтобы порядковый счёт прорабатывался в разных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Например, нумерация этажей: подниматься по этажам, считая их в прямом порядке и спускаться, считая их в обратном порядке; проехать на лифте вверх (если вы приехали в какой-то другой город), называя этажи с первого по десятый, а потом — вниз, называя этажи, остановиться на каком-то этаже, подняться на два этажа выше.

Что важно при работе над счётом?

Желательно закреплять эти знания в быту, в повседневных ситуациях — этажи, номера вагонов, кресел в кинотеатре, конфет, игрушек, автомобилей на стоянке или собак во дворе. Многократное повторение автоматизирует порядковый счёт.

Важно формировать правильную стратегию счёта: это значимо для дальнейшей работы с понятиями «больше» и «меньше». Ребёнку необходимо проговаривать направления «лево» и «право» при выполнении задания; обозначать в числовом ряду, что числа справа — больше, а слева— меньше. На этапе усвоения порядкового счёта сопровождаем счёт вслух движением руки слева направо, сверху вниз в зависимости от задания.

Обязательно осваивайте понятия в играх и сказках, упражнениях и на листе бумаги:
 лево/право;
 до/после;
— предыдущий/следующий.

Эти понятия хорошо отрабатываются на круговых тренажёрах типа «Часы-календарь», а также на сериях сюжетных картинок типа «Что сначала, что потом?».

Что важно при работе над пересчётом?

Важно вести работу поэтапно, постепенно преодолевая один за другим.

1 этап

Начинаем работу с реальных предметов, а не с картинок — кубиков, мозаики, бусинок:
 пересчитываем вместе по принципу «рука в руке» и вместе называем;
 ребёнок пересчитывает вслух, указывая рукой на предмет;
 отодвигаем предмет в сторону при пересчёте;
 взрослый пересчитывает с ошибкой, а ребёнок должен заметить это и исправить — это и работа с функцией контроля.

2 этап

Работаем на материале картинок:
 ребёнок пересчитывает вслух, указывая на каждую картинку: при необходимости маркируем картинку — раскрашиваем, обводим посчитанные элементы;
взрослый ошибается при пересчёте;
 обязательно фиксируем итоговое число: «всего предметов….».

Для освоения обратного счёта можно поиграть в «запуск ракеты», отсчитывая 5.4.3,2,1, пуск или, например, в робота: заводите «вашего робота», например, на 6. он сначала делает 5 шагов вперёд и отсчитывает их синхронно. а потом 5 шагов назад, но считает в обратном порядке.

При трудности усвоении образа цифр можно порекомендовать следующие игры и упражнения: попросите ребёнка сказать, на что похожа та или иная цифра; выкладывайте цифры из фасоли, гороха, счётных палочек; ищите определённые цифры на зашумлённых картинках и просто среди других цифр; регулярно обводите цифры и дорисовывайте необходимые части; рисуйте цифры в воздухе руками и на теле пальцем, а ребёнок пусть попробует отгадать, что за цифра, запоминайте образ цифры на ощупь.

Для того, чтобы легче было усвоить состав числа, поиграйте опять в сказки. Например, в «Теремок»  или «Рукавичку».  Посчитайте с ребёнком персонажей и после того, как несколько поселилось в Теремке спросите, а сколько осталось и сколько  уже там живёт. Расселите жильцов доме на разных этажах, например, в доме №4 на первом этаже живёт три девочки; спросите ребёнка, сколько надо поселить медвежат, чтобы получилось 4 жильца, на втором 2 девочки, а сколько медвежат? расставьте чашки в шкафу: на первой полке 4 розовые чашки. Сколько надо добавить жёлтых чашек, чтобы получилось всего 5. Отправьте в путешествие зверят двух видов и рассадите по 6 в каждом вагоне.  Или,  например, можно давать больным зверятам витаминки двух цветов, чтобы получилось 7. И так, играя, ребёнок будет осваивать состав числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям детей подготовительной группы по подготовке детей к школе.

Материал выступления на родительском собрании. Дана краткая характеристика основных учебных направлений - математичексой начальной подготовки, развития графических навыков и обучения чтению....

Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДпо формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста...

Картотека бесед по формированию ЗОЖ для детей подготовительного к школе возраста

Картотека бесед по формированию ЗОЖ для детей подготовительного к школе  возраста...

Памятка для родителей детей подготовительной к школе группы "Советы родителям будущих первоклассников"

Памятка для родителей детей подготовительной к школе группы "Советы родителям будущих первоклассников"...