Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте
консультация (подготовительная группа)

Материал для родителей для подготовки ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii_v_doshkolnom_vozraste.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

" Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

                                                             

                                                                         Подготовил: учитель-логопед

                                                                         Шумайлова Е.В.

Большинство детей, поступающих в первый класс, готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.

   Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.

   Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

   Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

    Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никто не обращает внимания. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления работы:

Ι. Развивать умение правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

• определять место заданного звука в слове (вначале, середине, конце);

• делить слова на слоги;

• различать твердые и мягкие согласные;

• различать гласные и согласные звуки;

• различать слова, похожие по звучанию;

• различать слова, отличающиеся одним звуком;

• находить слова, в которых нет заданного звука;

• осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

ΙΙ. Формировать правильное звукопроизношение

Причины нарушений звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

ΙΙΙ. Развивать моторику и графические навыки

Необходимо тренировать:

• пространственное восприятие расположение предметов по отношению к ребенку,

между предметами, ориентация в понятиях «слева», «справа», «внизу» и т.д.);

• общую моторику;

• мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т.д.).

ΙV. Развивать звукобуквенный анализ

Ребенка надо научить:

• устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

• понимать смыслоразличительную роль буквы.

V. Развивать словарь

Формировать умения:

• определять количество и последовательность слов в предложениях;

• составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

• пересказать текст;

• рассказать сказку.

VΙ. Обучать чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если внимательно отнестись ко всем этим направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Для того, чтобы ребенок «не путал» буквы, различал их необходимо как можно чаще включать в совместную деятельность с ребенком следующие игры и упражнения:

- Игры со счетными палочками (спичками, мозаикой и т.д.): выкладывание букв, слогов, слов, предложений…

- Игры с пластилином: лепка букв закрепляет тактильный образ буквы, развивает мелкую моторику и восприятие ребенка.

- «Ниткография» - с помощью толстой нитки, шнура, ленты можно выложить букву на любой поверхности. Кроме того, буквы можно выкладывать из проволоки.

- Игры с красками и водой: кроме обычных акварельных красок или гуаши можно использовать так называемы «пальчиковые краски».

Такие занятия — это большой вклад в развитие мелкой моторики, восприятия, памяти и внимание. Кроме того, умение держать правильно кисть –своеобразный «тренажер» для правильного положения пальцев при использовании шариковой ручки или карандаша.

- «Чудесный мешочек»: положите в непрозрачный мешочек буквы (вырезанные из картона, пластиковые из наборной азбуки, сложенные из проволоки). Пусть ребенок, опустив в него руку, попробует догадаться, что за букву он нащупал.

Кроме того, можно вырисовывать буквы палочкой нам песке, на запотевшем окне, в воздухе; на спине (руке, щечке) малыша.

Выполнение всех рекомендаций и регулярные занятия с малышом- гарантия успешного обучения вашего ребенка в школе!

Литература:

  1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  2. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.
  3. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Консультация поможет родителям в предупредении дисграфии у дошкольников. Рассказывается об особенностя дисграфии, как проявляется и с чего начать раннюю коррекцию....

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.

Консультация для родителейПредупреждение дисграфии в дошкольном возрастеУчитель-логопед С.А. Позднякова...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.

Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии,  и конкретные методические приёмы, позволяющие  уст...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте

В презенттации родители смогут познакомиться с упражнениями по предупреждению дисгафии у детей в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей "Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.Однако среди первоклассников есть и такие д...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте

Презентация содержит краткую теорию для ознакомления с нарушением (специфическое расстройство письменной речи-дисграфия), а также игры и упражнения, которые могут выполнять родители с детьми...