«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики»
консультация

Консультация для родителей

На каждом этапе жизни ребёнка движение рук имеет очень важную роль. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих и интеллектуальных способностей детей является дошкольный и младший школьный возраст, когда кора головного мозга ещё не до конца сформирована. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений кистей рук. Если развитие движения пальцев отстаёт, то развитие ребёнка задерживается, не позволяя ребёнку полноценно общаться, играть и познавать окружающий мир. Умелыми пальцы становятся не сразу и одним из способов активного развития мелкой моторики является рисование. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, фломастерами и др. Рисование способствует развитию мышц укрепляет их и готовит руку к письму. Для детей рисование — это одно из самых интересных увлечений. Включение нетрадиционных методик рисования в работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста положительно влияет на сенсорную сферу, дети активно исследуют свойства предметов (форма, цвет, размер, количество). Известный психолог и дефектолог И. М. Соловьёв писал: «Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики является занятия по изобразительной деятельности». Также учёный обращал внимание на недооценку коррекционно-развивающего занятия рисованием. По рисункам можно проследить: как развивается ребёнок, как совершенствуется его мелкая моторика. Проследить этапы развития в каждом возрастном периоде, что значительно облегчает проведение диагностики. Какова же роль нетрадиционного рисования? Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику, развивает творческие способности, расширяет представление об окружающем мире, проявляет индивидуальность, характер и темперамент ребёнка, прививает любовь к изобразительному искусству. В процессе изобразительной деятельности происходит развитие логического мышления, активизация речевого аппарата, расширение словарного запаса (что ещё можно нарисовать), развитие наглядно-образного мышления (как выглядит тот или иной предмет), в период дошкольного детства играя дети вслух проговаривают сюжет игры, реплики героев и прочие детали. Это помогает ребёнку более красочно и точно представить героев и сюжет. Творческий процесс рисования также сопровождается речью: дети вслух проговаривают детали, которыми хотят дополнить рисунок, выбирая цвет, форму, необходимые детали, рассуждают и делают выводы. В процессе использования нетрадиционных техник рисования вместо кисти или карандаша, для создания рисунков, дети используют собственные ладошки, пальцы, трафареты и печати. Рисование пальцами и ладошками увлекает детей с самого маленького возраста, а возможность создать картину прикасаясь собственными ладонями к краскам и полотном стимулирует познавательные интересы ребёнка и вдохновляет его к дальнейшему творчеству. Использование нетрадиционных техник создаёт атмосферу непринуждённости и способствует благоприятному отношению к творческой деятельности. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей используются различные техники и приёмы. В младшем дошкольном возрасте лучше всего начать с рисования пальчиками и ладонями (ребёнок опускает пальчики в гуашь наносит точки пятнышки на бумагу или раскрашивает ладони разными цветами красок для нанесения отпечатка на холст, дополняя заранее подготовленные трафарет, либо дорисовывая детали). Следующими этапами можно пользоваться дополнительными средствами: оттисками, печатями из ластика или пластилина, пробками и мятой бумагой, использовать метод кляксографии, нанося краски слоями и выдувая их трубочкой. В процессе такой деятельности дети получают большое количество положительных эмоций, как от самого рисования- так и от результата. С использованием нетрадиционных техник рисования детские рисунки получаются яркими, интересными и непохожими друг на друга. Начинают малыши с простых методик, постепенно рисунки становятся разнообразней, используются новые методики, повышается уровень мастерства, совмещаются несколько методик. В процессе такого творчества дети чувствуют себя раскованней, смелее, не стесняются проявлять фантазию, пробовать новые методики и фантазировать. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок получает возможность развивать речь, навыки самообслуживания, совершенство письма, развивать способности и мастерство в различных сферах деятельности. И. Кант писал: «Рука — вышедший на розу наружу мозг». Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Процессы отражаются в положении наших рук, мелких движениях, жестикуляции. Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: воображение, мышление, внимание, восприятие, память и речь. Учёные исследующие детский мозг отмечают влияние функции рук на стимулирование мозга. Подводя итог, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методик рисования эффективно развивает мелкую моторику рук, а также улучшает другие способности и задатки, способствует общему развитию детей дошкольного возраста.

Литература: Дронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г., 217 с. Соловьев И. М. «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей». М.: Просвещение, 224 с. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». СПб.: Литера, 2008 г. 232 с. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка- М.: Просвещение», 1998., 254 с. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 1.- М.: Скрипторий, 2010 г., 189 с. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»- СПб, КАРО, 2013 г., 283 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Маракушина, Л. В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Маракушина, Т. В. Гузенко, П. С. Жаворонкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 461-462. — URL: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики»

Консультация для родителей

На каждом этапе жизни ребёнка движение рук имеет очень важную роль. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих и интеллектуальных способностей детей является дошкольный и младший школьный возраст, когда кора головного мозга ещё не до конца сформирована. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений кистей рук. Если развитие движения пальцев отстаёт, то развитие ребёнка задерживается, не позволяя ребёнку полноценно общаться, играть и познавать окружающий мир. Умелыми пальцы становятся не сразу и одним из способов активного развития мелкой моторики является рисование. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, фломастерами и др. Рисование способствует развитию мышц укрепляет их и готовит руку к письму. Для детей рисование — это одно из самых интересных увлечений. Включение нетрадиционных методик рисования в работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста положительно влияет на сенсорную сферу, дети активно исследуют свойства предметов (форма, цвет, размер, количество). Известный психолог и дефектолог И. М. Соловьёв писал: «Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики является занятия по изобразительной деятельности». Также учёный обращал внимание на недооценку коррекционно-развивающего занятия рисованием. По рисункам можно проследить: как развивается ребёнок, как совершенствуется его мелкая моторика. Проследить этапы развития в каждом возрастном периоде, что значительно облегчает проведение диагностики. Какова же роль нетрадиционного рисования? Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику, развивает творческие способности, расширяет представление об окружающем мире, проявляет индивидуальность, характер и темперамент ребёнка, прививает любовь к изобразительному искусству. В процессе изобразительной деятельности происходит развитие логического мышления, активизация речевого аппарата, расширение словарного запаса (что ещё можно нарисовать), развитие наглядно-образного мышления (как выглядит тот или иной предмет), в период дошкольного детства играя дети вслух проговаривают сюжет игры, реплики героев и прочие детали. Это помогает ребёнку более красочно и точно представить героев и сюжет. Творческий процесс рисования также сопровождается речью: дети вслух проговаривают детали, которыми хотят дополнить рисунок, выбирая цвет, форму, необходимые детали, рассуждают и делают выводы. В процессе использования нетрадиционных техник рисования вместо кисти или карандаша, для создания рисунков, дети используют собственные ладошки, пальцы, трафареты и печати. Рисование пальцами и ладошками увлекает детей с самого маленького возраста, а возможность создать картину прикасаясь собственными ладонями к краскам и полотном стимулирует познавательные интересы ребёнка и вдохновляет его к дальнейшему творчеству. Использование нетрадиционных техник создаёт атмосферу непринуждённости и способствует благоприятному отношению к творческой деятельности. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей используются различные техники и приёмы. В младшем дошкольном возрасте лучше всего начать с рисования пальчиками и ладонями (ребёнок опускает пальчики в гуашь наносит точки пятнышки на бумагу или раскрашивает ладони разными цветами красок для нанесения отпечатка на холст, дополняя заранее подготовленные трафарет, либо дорисовывая детали). Следующими этапами можно пользоваться дополнительными средствами: оттисками, печатями из ластика или пластилина, пробками и мятой бумагой, использовать метод кляксографии, нанося краски слоями и выдувая их трубочкой. В процессе такой деятельности дети получают большое количество положительных эмоций, как от самого рисования- так и от результата. С использованием нетрадиционных техник рисования детские рисунки получаются яркими, интересными и непохожими друг на друга. Начинают малыши с простых методик, постепенно рисунки становятся разнообразней, используются новые методики, повышается уровень мастерства, совмещаются несколько методик. В процессе такого творчества дети чувствуют себя раскованней, смелее, не стесняются проявлять фантазию, пробовать новые методики и фантазировать. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок получает возможность развивать речь, навыки самообслуживания, совершенство письма, развивать способности и мастерство в различных сферах деятельности. И. Кант писал: «Рука — вышедший на розу наружу мозг». Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Процессы отражаются в положении наших рук, мелких движениях, жестикуляции. Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: воображение, мышление, внимание, восприятие, память и речь. Учёные исследующие детский мозг отмечают влияние функции рук на стимулирование мозга. Подводя итог, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методик рисования эффективно развивает мелкую моторику рук, а также улучшает другие способности и задатки, способствует общему развитию детей дошкольного возраста.

Литература: Дронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г., 217 с. Соловьев И. М. «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей». М.: Просвещение, 224 с. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». СПб.: Литера, 2008 г. 232 с. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка- М.: Просвещение», 1998., 254 с. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 1.- М.: Скрипторий, 2010 г., 189 с. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»- СПб, КАРО, 2013 г., 283 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Маракушина, Л. В. Нетрадиционные техники рисования как средство
 развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Маракушина, Т. В. Гузенко, П. С. Жаворонкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 461-462. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91993/ (дата обращения: 25.11.2024).