Семинар-практикум для родителей «Мамина колыбельная»
материал (старшая группа)
С помощью семинара расширить представления родителей о колыбельной песне как о жанре народного устного творчества; показать родителям значимость колыбельной песни в жизни ребёнка; помочь родителям осмыслить представления об использовании колыбельных песен в эмоциональном развитии ребёнка; вызвать у родителей желание использовать колыбельные песни в быту; воспитывать любовь и уважение к своему ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_kolybelnoy.docx | 25.88 КБ |
kolybelnye_pesni.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Мамина колыбельная»
Цель: создание условий для повышения компетентности родителей в
развитии и формировании психоэмоциональной сферы ребёнка, посредством использования колыбельных песен.
Задачи:
- расширить представления родителей о колыбельной песне как о жанре
народного устного творчества;
- показать родителям значимость колыбельной песни в жизни ребёнка
- помочь родителям осмыслить представления об использовании
колыбельных песен в эмоциональном развитии ребёнка;
- вызвать у родителей желание использовать колыбельные песни в
быту;
- воспитывать любовь и уважение к своему ребёнку;.
Оборудование:
свеча в подсвечнике, аудиозапись колыбельной для кукол из мультфильма «Танцы кукол» (слова Г.Ладонщикова, музыка Андрея Варламова), «Бука»,
«Баю-баю зыбою..», «Баю-баю-баюшок запрём двери на крючок», «Кошка в лукошке...», «Спят усталые игрушки» (слова З.Петровой, музыка А.Островского), мультимедийная презентация, памятки «О чем петь в колыбельных песнях?», «Как правильно надо петь колыбельные для малышей?», «Русские народные колыбельные песни и колыбельные песни 20 века».
Ход семинара
Родители сидят за столами полукругом.
#1042;ступительное слово воспитателя.
«Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча сегодня посвящена колыбельным песням. Что такое колыбельная песня? Кто пел детям колыбельные песни в старину? Нужна ли колыбельная песня ребёнку? И если нужна, то для чего? Каким должно быть содержание колыбельной песни? Обо этом вы сегодня узнаете».
2. Прослушивание отрывка колыбельной песни.
Зажигается свеча и включается аудиозапись колыбельной песни «Спят
усталые игрушки»......
Воспитатель: «Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно в это время поются ребёнку колыбельные песни.
#1047;адание «Вспомните колыбельную»
Воспитатель: «Вспомните колыбельную песню, которую вам пели?» (Родители по кругу называют колыбельную песню, по желанию поют отрывок)
Воспитатель: «Действительно, слова и мелодия колыбельной песни, запоминается человеком на всю жизнь».
#1048;нформирование по теме:
«Из истории колыбельных песен» (1-6 слайд)
Воспитатель: Колыбельные – один из самых древних жанров устного народного творчества.
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня -
удивительный дар прошлого.
Созданная в далеких веках, передаваясь из
поколение в поколение, она дошла и до нашего времени.
Народная память сохранила множество колыбельных песен. Колыбельные
- самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения.
Наши предки придавали колыбельным песням мистическое значение. Слову, произнесенному, во время засыпания малыша, придавали раньше значение заклинания, поэтому в народных колыбельных для малышей так радужно и описывается их будущая жизнь.
Исследователи народных колыбельных считают, что очень важны
слова колыбельных для малышей.
Важно, чтобы эти слова «программировали» счастливое будущее малыша и давали ему представление о том, что мир его
любит и заботится о нем.
«Колыбельные и здоровье ребёнка» (7-10 слайд)
Воспитатель: «Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать петь колыбельные песни ребёнку? (Ответы родителей).
Начинать петь колыбельные песни малышу можно уже с пятого месяца
беременности. Будущий малыш слышит, различает и запоминает звуки.
Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.
Детям постарше колыбельная помогает успокоиться после дня, который
бывает и трудным, и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, особенно вечером после посещения детского сада, ему тяжело бывает успокоиться. Колыбельная расслабляет ребёнка. Во многих семьях ежевечерняя колыбельная –это ритуал. Ребенок знает уже, что сейчас мама споёт песенку-и все тревоги и заботы будут забыты до утра:
Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки
Люлю-люлю-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
Современные исследователи –медики и психологи называют колыбельные
песни универсальным оздоровительным и лечебным средством.
Ученые –физики говорят, что тексты колыбельных песен, построенные в особом ритме и поющиеся по кругу напоминают молитву. Поэтому они оказывают очень положительное биоэнергетическое воздействие как на поющую маму, так и на ребёнка.
Был проведен любопытный эксперимент. Врачи наблюдали заболеваемость
младенцев от рождения до года в семьях, где родители были обучены, какие
колыбельные и как петь малышу для его лучшего развития. И сравнивали эти
показатели с детьми из семей, в которых родители не знали, какие тексты колыбельных нужны младенцу и как их петь. Оказалось, что дети в семьях обученных родителей меньше болели пневмонией, диареей и анемией. Причем выяснилось, что колыбельные очень полезны для детишек:
∙с перинатальной энцефалопатией;
∙с нарушениями ритма дыхания;
∙с брадикардией (т.е. с увеличением частоты сердечных сокращений);
∙с нарушениями моторики кишечника (не зря ведь сейчас в медицинских
книжках для мам советуют при коликах погладить малыша по животику по
часовой стрелке и спеть ему колыбельную);
∙для недоношенных малышей с малым весом.
Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на
ребенка успокаивающе. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою
психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и
продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в
дальнейшем.
Вывод: специалисты утверждают дети, не слышавшие в детстве
колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости.
«Уроки колыбельной» (11-14 слайд)
Значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни
информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти
песни являются, по сути, кодом, призванным донести до ребёнка необходимый объем информации.
∙С колыбельной песней ребёнок получает первые представления об
окружающем мире: животных, птицах. В колыбельных песнях
утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что
для полноценного развития ребёнку важно утвердиться в том, что место,
занимаемое его «Я», в этом мире, самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной, семья- одно целое, где все друг друга любят и заботятся о каждом.
∙Колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ
родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в
окружающем мире.
∙Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются
своим делом –мужчины, женщины, старики и дети.
#1047;аключительная часть собрания.
Воспитатель: «Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу. Итак,
подведём итоги:
- Колыбельные песни базируются на глубоком чувстве уверенности в
завтрашнем дне и защищенности от жизненных неприятностей.
2) Колыбельные песни возможность «психической разрядки» для ребенка и самой мамы.
3) Колыбельные песни являются одним из средств обучения малыша
жизненным премудростям, способ передачи жизненного опыта.
4) Колыбельные песни являются одним
из средств эмоционального общения родителя и ребёнка.
5) Колыбельные песни- это оберег маленького существа от негативного
жизненного воздействия.
6) Колыбельные песни имеют огромное воспитательное значение, это уроки трудолюбия, ответственности, благодарности, народной мудрости.
Я благодарю всех за работу.
Прошу каждого из вас закончить фразу
«С собрания я ухожу с ...».,
Воспитатель : «Закончим наше собрание прослушиванием колыбельной для кукол из мультфильма «Танцы кукол» (Слова Г.Ладонщикова. Музыка
Андрея Варламова)»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колыбельная песня как один из древнейших жанров фольклора
12.12.2017 Кто есть кто Перечислите основных сотрудников школу (директор, библиотекарь и т.д.) Добавьте организационную диаграмму Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
12.12.2017 Задачи/Цели Сформулируйте основные задачи школы Выделите специальные образовательные цели по каждому предмету Примечание: для этих сведений может потребоваться более одного слайда. История изучения колыбельной песни
История колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова. История же изучения и публикаций фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е.А. Авдеевой, которые были опубликованы в "Отечественных записках" 1849 года: " В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы".
12.12.2017 Методика преподавания Выделите наиболее важные методические приемы Сделайте обзор учебных часов и расписания уроков Расскажите о домашних заданиях Расскажите о средствах и методах проведения классной работы Примечание: для этих сведений может потребоваться более одного слайда. Связь колыбельной с верованием древних славян
Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.:
12.12.2017 Специальные проекты Перечислите специальные проекты: экскурсии и т.п., предусмотренные в течение учебного года Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота . Вы коты, коты, коты, У вас желтые хвосты. Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.
Часто в колыбельных используются слова “ лю-ли ”, “ люшеньки-люли ”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “ лялей ”, “ лялечкой ”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница –Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Колыбельная – как важная составляющая процесса воспитания ребенка
Музыка играет огромную роль в жизни человека. Первые звуки ребенок слышит, будучи еще в утробе матери. Ребенок начинает различать звуки, когда его мать находится на двадцать пятой - двадцать восьмой неделях беременности. И уже с этого времени перинатальные психологи рекомендуют будущей матери приучать ребенка к прекрасному. Поэтому прогрессивные мамочки и рассказывают своему еще не рожденному малышу сказки, и поют детские песенки. И исследования доказывают, что занятия эти не бесполезны. После своего рождения дети действительно узнают песенки, которые им пела их мама в течение беременности.
12.12.2017 Программа выступления/Основные темы Задачи и цели Кто есть кто Методика преподавания Специальные проекты Оценки Родительские собрания Резюме Чтобы установить ребенку правильные биологические часы, а именно определить время, когда ребенок должен ложиться спать, родитель ежедневно перед сном должен спеть колыбельную, а если потребуется то не единожды. Дети, которые в раннем возрасте не дополучили нужного внимания, заботы и любви, как правило, становятся в дальнейшем агрессивными и эмоционально неустойчивыми вследствие чего истерики и необъяснимая злоба.
Ой, люли-люлюшеньки , Баиньки-баюшеньки ... Сладко спи по ночам, Да расти по часам. Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку ... Влияние колыбельной на развитие ребенка
12.12.2017 Здоровый сон очень важен в полноценном развитии ребенка. Как правило, хороший и спокойный сон многом зависит от обстановки которая предшествовала ему, по этому не стоит включать перед сном громко музыку или «дурачится» с малышом. Нельзя забывать и о том, что исполнение колыбельных песен для новорожденных детей должно проходить при абсолютной тишине, тихим и спокойным голосом. Нельзя ругать ребенка, если он не заснул после колыбельной, ведь агрессия ухудшит настроение малыша и весь положительный результат который был достигнут ранее будет испорчен. Если ребенок еще не спит, а запас колыбельных песен исчерпан, можно рассказать малышу интересную историю про то, как детки растут когда спят.
«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ», стихи Лермонтова М.Ю. (1838). Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия — написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в станице Старомышастовской на Кубани, где Лермонтов подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение, что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А. М. Верещагиной (П. Висковатый ), не подтверждается фактами. Гипотеза о написании стихотворения после сражения при Валерике (1840) опровергнута Л. Семеновым и материалами архива Верещагиных, где имеется список 1838. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.
П ели ли вам в детстве колыбельные? Кто чаще вам пел колыбельные песни? Какое воздействие оказывают колыбельные песни на ребенка ? какие колыбельные вы знаете, будете ли вы петь их детям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Мамины колыбельные.
В ритме современной жизни очень сложно выделить время, чтобы спокойно побыть со своим ребёнком наедине - работа, садик, школы развития, спортивные секции, различные кружки и репетиторы. Современный ма...
Семинар-практикум для воспитателей "Колыбельные песни в жизни наших детей"
Колыбкльная песня в тихий час...
Консультация для родителей «Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка.»
Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка....
Семинар-практикум для воспитателей. «Колыбельные песни в жизни наших детей»
Семинар-практикум для воспитателей.«Колыбельные песни в жизни наших детей»...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Консультация для родителей - "Мамина колыбельная"
Зачем маме петь ребёнку перед сном.......