"Хорошо слышу-правильно говорю"
статья (старшая группа)

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

image     Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить им какую-то важную интересную информацию и т.п.  Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаем его замечать и понимать настоящую его цену. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или сами ответить на заданный нам вопрос, о чем-то рассказать. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью. А вот люди, имеющие различные дефекты речи часто не могут выбрать себе профессии по душе, не могут устроить нормально свою личную жизнь, для них может стать проблемой даже обычный звонок по телефону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horosho_slyshu-pravilno_govoryu.docx60.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Хорошо слышу – правильно говорю»

(консультация для родителей)

     Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить им какую-то важную интересную информацию и т.п.  Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаем его замечать и понимать настоящую его цену. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или сами ответить на заданный нам вопрос, о чем-то рассказать. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью. А вот люди, имеющие различные дефекты речи часто не могут выбрать себе профессии по душе, не могут устроить нормально свою личную жизнь, для них может стать проблемой даже обычный звонок по телефону.

Любые недостатки речи у детей ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Как вы считаете, что может стать причиной возникновения дефектов речи? Если исключить наличие органических нарушений, то одной из первичных причин нарушения речи становится несформированность, недоразвитие фонематического восприятия (фонематического слуха).

Очень часто, во время проведения индивидуальных консультаций, мне приходиться говорить родителям: «У вашего ребенка снижен фонематических слух». Обычно родители на это отвечают: «Мы были у лора, у нас все в порядке». Чтобы избежать таких ошибок, мне бы хотелось уточнить, что различают слух:

  • биологический (или элементарный) – как способность слышать вообще. Он имеется и у животных.
  • фонематический – как способность различать звуки и понимать смысл речи. Он имеется только у человека.

  Ребенок рождается с уже сформированным биологическим (элементарным) слухом (исключение составляют дети с патологией органов слуха). Он уже с первых дней жизни реагирует на громкий резкий звук. Малыш растет и на основе биологического слуха начинает формироваться фонематический слух. К чему приводит недоразвитие фонематического слуха.

  1. В большинстве случаев дети четвертого и пятого годов жизни часть звуков произносят неверно. А постоянное восприятие ребенком на слух неправильно им же произносимых звуков приводит к принятию дефектного звучания как нормального.

Вывод: при недоразвитии фонематического слуха работа по постановке звуков будет неэффективной, т.к. ребенок не сможет автоматизировать (закрепить) в речи поставленный звук.

  1. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на развитие слоговой структуры слова. При этом ребенок начинает менять звуки, слоги, слова местами, может выпускать целые слоги в словах.
  2. Дети с нарушением фонематического слуха «съедают» окончание слов, выпускают из речи предлоги.
  3. Кроме того, без достаточно сформированной базы становится невозможным овладение грамотным письмом.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • замены букв (шляпа = сляпа); (дом – том);
  • пропуски букв (зотик = зонтик);
  • вставка лишних букв (зонтник = зонтик, ланмпа = лампа);
  • перестановка букв (конри = корни);
  • недописывание слов (дорог = дорога);

Как мы можем помочь ребенку избежать проблем, связанных с фонематическим слухом? Дошкольное детство – это период, когда фонематический слух должен быть сформирован.

Его формирование можно сравнить с постройкой дома. Сначала закладываем фундамент (младший возраст), затем воздвигаем стены (старший возраст) и лишь потом постройку венчает крыша. Нельзя начать строительство стен без каменного фундамента и уж тем более, если мы не построим стены, то крыше не на чем будет держаться. А что получается в жизни: родители, начиная готовить ребенка к школе в подготовительной группе сталкиваются с уже имеющимся недоразвитием фонематического слуха. Чтобы этого не случилось, начинаете заниматься развитием уже сейчас.

Фонематический слух формируется последовательно, проходя через несколько этапов.

І этап. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ. 

Такие игры очень интересно проходят и в комнате, и на улице. Предложите ребенку посидеть в тишине и назвать услышанные им звуки (капает вода, разговаривают люди, проехала машина, лает собака и т.п.). Очень важно, чтобы дети научились правильно называть источник звука. Для этого мы повозможности подводим ребенка к источнику звука, слушаем и стараемся запомнить звуковые отличия данного шума.

Далее мы учим узнавать звуки, возникающие при соприкосновении одного предмета с другим. Здесь мы играем в игры:

«Отгадай, что звучит». Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Найди предмет по звучанию». Выставляются 4-5 предметов о которые можно стучать карандашом, ложкой. Сначала ребёнок запоминает звучание каждого, затем угадывает.

«Жмурки с колокольчиком». Ребенка просят закрыть глаза и звонят в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен  звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

«Ладушки». Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул взрослый.

 

ІІ этап. РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ И ТЕМБРУ. 

«Кто позвал?». Ребёнок отворачивается и догадывается, кто из родных или детей его позвал.

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, и просит ребёнка повторить.

Игра, направленна на изменение звукокомплекса по высоте и силе: взрослый предлагает сказать МЯУ: громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоко (маленький котёнок), низко (старый кот).

«Разговор шепотом». Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

 

ІІІ этап. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. 

«Не ошибись». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Игра интересна детям и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки). Ослик любит очень золотую (осень).

ІV этап. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ. 

Ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, Вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, па-на-ма, ка-би-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фафа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

 

V этап. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ. 

Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграйте в звуки. Комарик звенит - зззз, ветер дует - шшш, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

«Похлопаем». Взрослый произносит последовательность звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

                     

      VІ этап. АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА.  

Работа начинается с анализа гласных звуков.

Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: «Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля».

Дайте ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Когда ребёнок начнёт легко выделять гласные звуки, можно приступать к анализу согласных звуков. Учим выделять первый и последний звуки в словах, место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове, их количество.

Очень важно, чтобы ребёнок прошёл все этапы формирования фонематического слуха, какими бы лёгкими они Вам не казались. Если же вы видите, что ребенок допускает большое количество ошибок, не справляется с играми данного этапа – повторяйте однотипные задания и не переходите на следующий этап.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что в нём радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так давайте купаться в океане звуков и наслаждаться их прелестным разнообразием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Чтоб хорошо говорить"

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.Для детей данного возраста характерна общая смягченность...

Советы родителям "Чтобы ребенок говорил хорошо"

Рекомендации  в помощь родителям для развития речи детей...

Как помочь ребёнку хорошо говорить?

Факторы, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики......

В каком возрасте ребенок должен хорошо говорить?

    Многие родители с тревогой относятся к тому, что их дети долго не могут четко и правильно произносить некоторые звуки и более-менее правильно строить фразы? В каком возрасте это у...

И тогда он будет говорить хорошо!

Консультация для родителей, которая включает в себя советы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Исследовательская работа "Как хорошо уметь красиво говорить" секция: гуманитарная

Детско-исследовательский проект "Как хорошо уметь красиво говорить" направлена на  развитие познавательной акивности, любознательности. Ребенок в проекте исследует умение правильно гово...