"Развитие осязания". Дети с нарушением зрения.
консультация (младшая группа)
Учеными установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости у них тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети с нарушением зрения | 254.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Учеными установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости у них тонких движений пальцев рук.
Осязание является одним из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку, узнать признаки и свойства предметов окружающего мира.
Проводя работу по развитию осязания , мы предотвращаем вторичные отклонения: замедленный темп познавательных процессов, недостаточное развитие мелкой моторики и трудности в осуществлении предметно – практической деятельности в полном объеме. Занятия по развитию осязания оказывают положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Дидактические игры представлены в нескольких вариантах с последовательным усложнением.
Дидактическая игра «Большие и маленькие шары»
Объемно – объемная
I вариант: Для обследования педагог предлагает ребёнку большой шарик. Затем просит выбрать из двух шариков (большого и маленького) такой же по величине. Уточняется величина найденного шарика.
II вариант: Дети обследуют большой шарик. Затем педагог просит найти среди больших и маленьких шаров такой же по величине, уточняет величину найденного шарика.
III вариант: Педагог обследовать большой/маленький шарик. Затем просит отобрать шарики такой же величины из множества предложенных. Уточняется величина выбранных шариков.
IV вариант: Дети обследуют шарик. Затем педагог предлагает найти такой же среди шариков разной величины.
Объёмно – плоскостная
V вариант: Педагог предлагает детям для обследования большой шарик. Затем просит найти идентичный по величине шарик среди двух разных по величине силуэтных (контурных) изображений. Для силуэтных (контурных) изображений могут быть использованы следующие материалы: нитки, косточки, семена, мозаика, пуговицы, пластилин, воск, проволока и т.д.
VI вариант: Дети обследуют большой/маленький шарик. Затем просит отобрать шарики такой же величины из множества больших и маленьких силуэтных (контурных) изображений.
Плоскостно - объемная
VII вариант: Дети обследуют силуэтные (контурные) изображения круга. Затем педагог предлагает найти шарик такой же величины, выбрав из двух предложенных (большого и маленького).
VIII вариант: Дети обследуют карточку с силуэтным (контурным) изображением большого/маленького круга. Затем педагог предлагает найти такой же по величине шарик среди нескольких (больших и маленьких).
Цели: Учить составлять сериационный ряд в ритмически заданной последовательности зрительно – осязательным способами.
«Собери бусы» Ход игры: Педагог предлагает детям карточку с наклеенными геометрическими фигурами (круг – квадрат – круг – квадрат). Дети внимательно смотрят на данный ряд, затем в «волшебных очках» стараются воспроизвести его наощупь. И наоборот – сначала в «волшебных очках» обследуют имеющийся ряд, затем, сняв очки, выстраивают его.
Цели: Учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объёмные)
«Чей домик?»; «Найди такую же фигуру». Ход игры: Дети обследуют две коробки – с круглым и квадратным отверстиями, затем получают шар и находят для него «домик», проталкивая шар в отверстие круглой формы.
Дидактическая игра «Разные дорожки»
Узнавание
I вариант: Педагог предлагает детям карточку, на которой наклеены две дорожки из толстого картона (длинная и короткая). Дети обследуют дорожки, по просьбе педагога показывают длинную/короткую дорожку, затем называют величину дорожек.
II вариант: Детям предлагаются две полоски из толстого картона разной длины. Педагог просит сравнить полоски путем наложения (приложения), обращает внимание на то, что при этом края полосок должны совпадать. Дети называют величину полосок.
III вариант: Дети получают карточку с наклеенными на нее полосками разной длины из толстого картона. Полоски расположены горизонтально в хаотичном порядке. Педагог предлагает найти самую длинную/короткую полоску из множества. Уточняется величина найденной полоски.
IV вариант: Детям предлагается множество длинных и коротких полосок, из которых им предстоит выбрать и отложить длинные. Уточняется длина отложенных и оставшихся полосок.
Цели: Учить выбирать большие и маленькие предметы из группы (из 4-х объектов).
«Каждому домику своё окошко» Ход игры: Педагог раздает трафареты большого и маленького кругов. Дети по очереди обследуют их с закрытыми глазами. Затем педагог дает силуэт большого круга и предлагает найти для него «домик». Аналогичная работа проводится и с маленьким кругом. Правильность выполнения задания проверяется зрительно.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар « Центр развития ребёнка – детский сад №200».
« Развитие осязания»
«Дети с нарушением зрения»
(первый год обучения)
Составила: Сосова Татьяна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".
В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....
Развитие речи детей с нарушением зрения.
Общее личностное становление человека как основная цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности. Опосредующая роль речи в психическом развитии, ее важное значение в процессах социализац...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Данная статья посвящена проблемекоррекции речи детей с нарушениямизрения при использовании материала по ознакомлению детей с бытом иисторией кубанского казачества.Недоразвитие речи у ...
Использование элементов "сказкотерапии" для развития речи детей с нарушением зрения
На современном этапе развития коррекционной педагогике важным и актуальным остается вопрос освоения речи детьми с нарушением зрения в процессе общения. Для развития языковых способностей у детей с нар...
Особенности развития речи детей с нарушением зрения
Ообенности развития лексической и грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением зрения...
Игрушка "Бильбоке" как средство сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения
У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, слабо развита мелкая мо...
Родительская мастерская Изготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики «Разноцветные прищепки»
Родительская мастерскаяИзготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики«Разноцветные прищепки»...