картотека логоритмических игр
картотека
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
Картотека
«Музыкально-логоритмические игры
с музыкальными инструментами»
Составила:
Музыкальный руководитель
Телушко В.А
Пояснительная записка
Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Она самым тесным образом связана с игротерапией, психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.
Игра на шумовых инструментах способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти,
зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание.
А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
В логоритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).
Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
№1«Весёлые музыканты»
Цель:1. Развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в играх Задачи:
1. Формировать умение фантазировать, придумывать, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях.
2. Закрепить знание детей об оркестре.
со словом и инструментами.
Мы пришли и встали
На барабане заиграли.
Бум-бум-бум-бум.
Имитируют игру на барабане.
Мы пришли и встали
На ложках заиграли.
Трам-трам-трам-трам.
Имитируют игру на ложках.
Мы пришли и встали
На балалайке заиграли.
Трень-ди-брень, трень-ди-брень.
Имитируют игру на балалайке.
Мы пришли и встали
На колокольцах заиграли.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Имитируют игру на колокольчиках.
№2 «Новогодняя»
Новогодним вечером
На небе загорелись звёздочки. (три удара в звенящий треугольник)
Дед Мороз приехал на санках в лес. (ритмичные удары в бубенцы)
Он положил мешок с подарками под ёлку. (короткий удар в бубен)
И стал ждать зверей.
Первым прибежал Зайка (быстрое постукивание пальцами по коробочке)
Потом прилетел дятел. (три быстрых удара в ладоши и один раз глиссандо по ребристой доске)
Тихо, тихо пришла Лисичка. (тихое постукивание пальцами по барабану)
По веткам прискакала Белочка. (глиссандо вверх и вниз по ксилофону).
Пришёл большой медведь. (медленное постукивание по барабану).
Прибежали маленькие Мышки. (трещётки).
Дед Мороз развесил на ёлке игрушки (поступенные удары по металлофону; 1-3-5-1-/октава второй ступени)
И уехал. (бубен и бубенцы.).
А звери стали танцевать. (весёлая музыка).
№3 «Лесной оркестр»
Серый зайка музыкант,
Он играет в барабан…Бум- бум, бум- бум, бум- бум, бум- бум!
(ребенок – зайка играет ритмично на барабане).
А у белочки- резвушки
Озорные погремушки…Дзинь- дзинь, дзинь- дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
(ребенок- белочка играет на погремушках)
Тут лисичка к нам пришла,
Колокольчики взяла…Динь- дон, динь- дон, динь- дон, динь- дон!
(ребенок-лисичка играет на колокольчиках).
Мишка ложками стучит,
Всех зверей он веселит:
Тук- тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук!
(ребёнок-мишка играет на ложках)
Эй, лесные музыканты!
Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте,
Вместе дружно заиграйте!
(Все дети играют на муз.инструментах одновременно).
№4 «Осень»
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одёжке. (тихо бьют ладошками по барабану)
Где листочком зашуршит, (маракасы)
Где дождинкой зазвенит. (колокольчик)
Раздаётся громкий стук.
Это дятел-тук да тук! (деревянные палочки, кубики)
Дятел делает дупло Белке будет там тепло. (ксилофоны)
Ветерок вдруг налетел по деревьям пошумел. (шуршалки)
Громче завывает тучки собирает. (тремоло бубнов)
Дождик-динь, дождик –дон!
Капель бойкий перезвон. (звучат треугольники, металлофон).
Всё звенит, стучит, поёт, Осень яркая идёт! (все инструменты).
№5 Игра с бубном «Постучи – позвени»
Задачи:
-Закрепить приёмы игры на бубне
- Развивать тембровой и ритмический слух
- Вызвать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в игре
Оборудование: малый бубен
Ход игры:
В первой младшей группе
Педагог проговаривает:
Бубен в руки ты возьми,
Громко, громко постучи.
Поиграй, поиграй,
Бубен другу передай! (Ребёнок стучит в бубен, передаёт его рядом стоящему ребёнку)
Во второй и средней группе д/с
Бубен в руки ты возьми,
Громко, громко постучи (чередуем с «позвени»)
Поиграй, поиграй,
Бубен другу передай! (ребёнок стучит или звенит бубном, в соответствии со словами педагога)
№6 Игра с бубном «Большой – маленький»
(для младшей группы)
Задачи:
- Формировать эмоционально - радостные ощущения от активного участия в игре
- Развивать умение выполнять правильное движение (вставать и приседать), в соответствии с показом большого и малого бубна
- Развивать тембровой слух, двигательные способности
Оборудование:
Большой и малый бубны
Ход игры:
Педагог показывает большой бубен, стучит в него, проговаривает:
Бубен, бубен, ты большой,
Вот такой, вот такой!
Постучу, постучу,
И детей повеселю! (дети встают на носочки, тянут ручки вверх)
Педагог звенит маленьким бубном, проговаривает:
Бубен маленький какой,
Вот такой, вот такой!
Как ручей он звенит,
Всех ребяток веселит! (дети опускаются на корточки)
№7 «Весенняя плясовая»
В одно весеннее утро проснулось на небе солнышко. (металлофон)
Проснулся ветерок (маракасы), птички (свистульки).
Солнышко поднималась все выше и выше (поступенные удары по металлофону-1-3-5-1/2ступени)
И светило так ласково. (металлофон).
Только было грустно зимним сосулькам, и они заплакали. (удары в треугольник)
Сначала одна, (удар по треугольнику),
За тем другая (удар по треугольнику),
На полянке образовались лужи, всё сверкало. (колокольчик).
Первым прибежал Зайка. (быстрое постукивание пальцами по коробочке).
Потом прилетел дятел. (три быстрых удара в ладоши и один раз по ребристой доске).
Тихо, тихо пришла Лисичка (тихое постукивание пальцами по барабану).
По веткам прискакала Белочка. (глесандо вверх и вниз по ксилофону).
Пришёл большой медведь. (медленное постукивание по барабану).
Прибежали маленькие Мышки. (трещётки).
И все увидели на полянке весенние цветочки.
Всем стало весело. (бубен и бубенцы.),
Что пришла весна.
И звери стали танцевать. (весёлая музыка)
№8«Жил был заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Решил Зайчик по лесочку побегать (барабаним пальцами)
Ярко солнышко светило. (ключики),
Дул ветерок (маракасы)
И вдруг кто-то в кустах как зашуршит! (шуршалки-газеты)
Испугался зайчик и убежал. (барабаним пальцами)
Бежал, он бежал и присел на лужок отдохнуть.
Птички пели (свистульки).
Дятел на дереве стучал! (стучим кубиками)
Испугался заяц опять побежал. (барабан)
Побежал заяц к речке. (барабан, встряхивание крышками из-под лимонада).
А на берегу лягушки сидели. (гусли из карандашей)
Увидели они зайца испугались и прыг в воду. (звонарики)
Удивился заяц, что и лягушки его испугались - и смело поскакал к себе в лес. (барабан).
№9"Масленичные ложки"
(авторская песня с подыгрыванием на ложках)
на мелодию «Добрый жук»
Масленица к нам пришла, к нам пришла, к нам пришла,
Нам веселье принесла, принесла – да!
Проигрыш: «Веселье» (играем на ложках, держа их перед собой)
Будем ложками стучать, мы стучать, мы стучать,
И народ весь забавлять, забавлять – так!
Проигрыш: «Ушки» - (играем ложками, поочередно, возле каждого ушка.)
Очень любим мы блины, мы блины, мы блины,
Испечем для вас их мы, испечем их - мы!
Проигрыш: « Блины» - (играем ложками, как будто печем блины, переворачивая их.)
Вас отведать просим мы, просим мы, просим мы,
Наши вкусные блины, вкусные блины.
Проигрыш: « Угощенье» - (вытягиваем руки вперед и показываем ложки – вправо, влево.)
5. Солнце по небу плывет, все плывет, все плывет,
Весну в гости к нам зовет, к нам зовет – да!
Проигрыш: « Дуга» - (выполняем круговые движения над головой)– 2р
№10 «Матрёшка и петрушка»
Матрешки и Петрушка Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук! (ложки)
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень(трещотки и погремушки)
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди! Тук – тук, туки – тук,(молоточки ли палочки)
Трень – трень – трень – ди – трень! Будет весело играть (все вместе)
Наш оркестр целый день!
№11«Весёлые ложки»
Вот наши ложки, яркие, цветные !
Вот наши ложки чудо расписные!(показывают, крутят ложками).
Наши ложки, наши ложки застучали дружно в такт! (стучат).
Наши ложки, наши ложки застучали так, так, так!
(на проигрыш кружатся на «топотушках» и стучат над головой)
(прячут за спину)
Спрятались ложки, топают ножки.(2раза).
Где же ложки? Где же ложки? Не играют, не стучат?(ножки по очереди ставят на пятку).
(топают)
Только ножки, только ножки, топотушкой веселят.
Где же ложки?(повторить).
(громко, хором)
Мы пошутили!!!!
(повторяется первый куплет).
№12Шур – шур – песенка
В тиши шуршунчики шуршат: Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат. Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
(Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками_.
А где-то спит мурлыка-кот. Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет: -Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети перебирают струны цитры или арфы. Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
№13 «Музыкальные игрушки»
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (
по количеству участников).
Водящий декламирует:
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логоритмических упражнений
Упражнения приведенные в картотеке проводятся без музыкального сопровождения...
Картотека логоритмических упражнений
В картотеке представлениы упражнения на развитие речи с движением....
Картотека "Логоритмические упражнения"
Игры, упражнения, стихотворения...
Картотека логоритмических упражнений
Логоритмические упражнения для дошкольников...
Картотека логоритмических игр
Картотека логоритмических игр...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...
Картотека логоритмических упражнений
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала....