Картотека логоритмических игр
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10
с
Составила: музыкальный руководитель: Хорошкина И.А. |
С каждым годом все больше детей имеют слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения. И причины этому- плохая экология, педагогическая запущенность, невнимание родителей по отношению к процессу познавательно- речевого развития ребенка. Этим детям, по моему мнению, необходимы специальные логоритмические занятия, которые способствуют решению коррекционных задач. Но в условиях обычного дошкольного учреждения, где действует только логопункт, регулярные занятия логоритмикой в полном объёме невозможны. А вот использовать на музыкальных занятиях логоритмические игры и упражнения, на мой взгляд, вполне реальная задача. Ведь музыкальные коррекционно-развивающие игры способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений.
Игровая форма музыкального материала помогает вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой происходит развитие общей и мелкой моторики, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Основу музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом составляет синтез слова, музыки и движения. В играх и упражнениях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, дети приучаются ориентироваться в окружающей обстановке.
Исходя из вышеизложенного, целью моей работы, является развитие общей и мелкой моторики, координации речи и движений с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом.
Для реализации поставленной цели мною определены следующие задачи:
1.Формировать интерес к музыкально-ритмическим играм и упражнениям с речевым компонентом, желание двигаться под собственный голос (пение и речетатив).
2.Развивать музыкальные способности (ритмический и звуковысотный слух), координацию движений, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, внимание, память.
3.Учить детей владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, соотносить, согласовывать слова и движения, контролировать силу и длительность выдоха.
4.Формировать умение выразительно петь и двигаться, развивать творческие способности.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его действия и движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровое действие, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойств голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств - интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
укрепление сердечно - сосудистой системы, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие способности снимать эмоциональное и физическое напряжение;
развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
. Воспитательные:
воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
эстетическое отношение к окружающему;
развитие положительных эмоций и чувств.
. Развивающие:
познавательную активность;
устойчивый интерес к действиям;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память, мышление;
ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения всех групп могут варьироваться и сочетаться между собой. Одни и те же игры могут проводиться педагогами по-разному, так как в них всегда есть возможность использовать свое творчество и фантазию.
Исключительная ценность использования игровой деятельности заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусств, происходит освоение и осознание ребенком действительности. Музыкально-ритмические игры с речевым компонентом включаются мною в любою музыкальную деятельность. Кроме того, музыкально-ритмические игры с речевым компонентом могут включаться в любую деятельность группы, использоваться в качестве динамического и эмоционального материала для «пятиминуток» между занятиями, на прогулках. Эти игры полезны и на физкультурных занятиях. Главное их преимущество не только в том, что они способствуют закреплению тех или иных танцевальных движений и поднимают настроение, но и, благодаря своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь детей. К тому же эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма.
Используемая литература:
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2005;
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО, 2005;
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003;
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами, - Ярославль: Академия развития,1996;
- Гоглева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая, подготовительная группа. - Ярославль: Академия развития, 2006;
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. -М.: ТЦ СФЕРА, 2005;
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004;
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, муз. руководителей и воспитателей, - М.: АВЕРСЭВ, 2005.
Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту песни
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед,
И мы ею потрясем.
Мы танцуем «Та – ра – рам»
Подпевайте звонче нам,
Дети кружатся, подняв мягкие, слегка согнутые в локтях руки
Громче хлопайте вы нам!
Хлопают в ладоши
Та – Ра – рам,
Произносят нараспев, делают 3 шага в круг .
Та – Ра- рам.
Делают 3 шага из круга.
Логоритмика повторяется несколько раз, но вместе правой руки дети показывают левую руку, затем, показывают правую ногу, ставят ее на носок, те же движения выполняются левой ногой и т.д.
Дети стоят врассыпную или по кругу.
На лошадке ехали,
В огород заехали.
Выполняются легкие приседания, руки вытянуты, дети «Держат вожжи»
В огород заехали.
Гоп – гоп – гоп! – 2 раза
На машине ехали,
До угла доехали.
Хлопки: 2 – коротких, 1 – длинный, повороты руками, которые «держат руль»
Би – би – би! -2 раза
Большим пальцем «нажимает» на сигнал.
Паровозом ехали,
До горы доехали.
У – у! -2 раза.
Выполняются широкое движения рукой сверху вниз.
Если нравиться тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп! (2раза)
Если нравиться тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп! (2раза)
Если нравиться тебе, то и другому покажи,
Если нравиться тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп. (2раза)
Если нравиться тебе, то щелкай так: щелк, щелк! (2 щелчка)
Если нравиться тебе, то щелкай так: щелк, щелк! (2 щелчка)
Если нравиться тебя, то и другому покажи,
Если нравиться тебе, то щелкай так: Щелк, щелк! (щелчки)
Далее логоритмика повторяется, меняется только слово, обозначающее движение и характер действий, с ним связанный: дети поют «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа поочередно правой и левой ногами.
В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности.
Если нравится тебе , то делай все: хлоп, хлоп!
щелк, щелк!
шлеп, шлеп!
топ, топ!
Если нравится тебе , то делай все: хлоп, хлоп!
щелк, щелк!
шлеп, шлеп!
топ, топ!
Если нравиться тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе , то делай все: хлоп, хлоп!
щелк, щелк!
шлеп, шлеп!
топ, топ!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется, хлопай так.
Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя, взрослый предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.
Вот так шарик надуваем
И до облака взлетаем.
Дети держат руки на уровне губ «замочкам», имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также понимается медленно вверх. за полукруглыми руками.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.
(Для музыкального оформления можно
использовать запись музыки Э. Мориконе.)
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях к небу летели!
Дети раскачивают вперед – назад свободные руки, легко пружиня в коленях.
На последнюю строчку текста встают на носочки и поднимают руки вверх.
Настали осенние дни
Качели остались одни
Лежат на качелях
Два желтых листа
И ветер качает
Качели слегка.
Голова мягко опускается вниз руки остаются вверху.
Кисти рук медленно опускаются к плечам.
Туловище слегка раскачивается право и влево.
В музыкальное сопровождение можно использовать фонозапись музыки П. Мориа.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушке Ложки.
Дети идут на носочках.
А в деревушки Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
Дети приседают
Если кошке по пути,
По пути, по пути.
Отчего не подвести?
Отчего не подвести.
Имитируют движения и шаги кошки.
И пели до порожка,
И щелкали орешки-
От деревушки ложки
До деревушки Пешки.
Бьют кулачком о кулачок.
Пешком идти не близко
Когда идешь обратно,
А на пушистой кошке
И мягко и приятно.
Дети идут медленно, широко шагая.
Если кошке по пути, Отчего не подвести,
По пути, по пути, Отчего не подвести!
Дети имитируют шаги кошки, подскоки.
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Дети становятся парами. Держась за руки, имитируют работу пилы.
Лопнула и стала
Резко бросают руки
Начинай с начала.
Дети меняются парами или местами.
Дети стоят врассыпную
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Дети выполняют маховые движения руки.
Дети приседают, руками обхватывают колени,
Вращают кистями поднятых вверх рук.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.
Тот, кто песенку найдет
Дети приседают, руками обхватывают колени,
Будет весел целый год.
Стоя, дети весело хлопают в ладоши.
Может быть использована музыка М. Глинки «Жаворонок»
Ветер дует нам в лицо
Выполняются маховые движения руками на уровне лица.
Закачалось деревцо.
Руки поднимаются, то опускаются подняты над головой, корпус слегка раскачивается вправо – влево.
Ветер дует тише, тише
Мы приседаем ниже, ниже.
Маховые движения вперед – назад. Дети медленно приседают.
Для музыкального сопровождения можно использовать вальсовую музыку.
Дети сидят на корточках.
Из сугроба на опушке
Чьи – то выглянули ушки
Кисти рук прижаты к голове, «Зайчики шевелят ушками»
И помчался, скок – скок – скок,
Белый, маленький зверек.
Дети легко бегут врассыпную, «лапки» сложены перед грудью.
Вот запрыгал он проворно
По тропинке по зеленой
Легкие продвижения вперед и вокруг себя.
Ветер у березок кружит,
Шевелит зайчишке уши.
Выполняются маховые движения руками перед собой с постепенным подъемом вверх.
Ветер – ветер, поиграй – кА,
Не догнать лихого зайку!
Весело хлопают в ладоши. С окончанием текста разбегаются.
Можно использовать музыку П.И. Чайковского «Полька»
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!
Дети складывают руки над головой
Подними ладошки выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси-
Вот один, а вот другой!
Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Дети складывают руки перед собой одна на другую «полосочкой».
Можно провести под мелодию русской народной песни «Из – под дуба»
Дети становятся лицом к педагогу.
Пусть стоят на месте ножки
Да – да – да, да – да – да!
Выполняют «пружинка», руки на поясе.
Только хлопают ладошки.
Да – да – да, да – да – да!
Дети стучат по коленочкам.
А сейчас мы будем хлопать-
Хлоп – хлоп – хлоп-перед собой
Хлопают перед собой
А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной.
Хлопают за спиной.
Выше, выше будем хлопать,
Выше руки поднимай!
Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.
Ниже, ниже будет хлопать,
Руки ниже опускай.
Дети, хлопая, опускают руки.
А теперь качать руками
Можно целых пять минут
Покачивают руками вперед – назад, выполняя «пружинку».
Отдыхайте, дети, с ними,
Ручки тоже отдохнут.
Приседают на корточки, ладошки складывают под щечку.
Для музыкального сопровождения можно использовать легкую веселую музыку.
Дети стоят врассыпную, ноги поставлены на ширину плеч, руки сложены «в замочек» за спиной
Стало палубу качать,
Ноги к палубе прижать!
Одну ногу прижимаем.
А другую расслабляем.
Дети полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь.
Сложим руки на колени,
И тотчас немного лени…
Напряжение улетело
И расслаблено все тело…
Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головы, корпус расслаблен
Наши мышцы не устали,
А еще послушней стали.
Дышится легко…ровно…
Глубоко.
Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены.
Дети делают глубокий вдох.
Используется музыкальное сопровождение П. Мория «Голубая волна»
Любопытная Варвара Повороты головы влево
Смотрит влево, Повороты головы вправо.
Смотрит вправо, Небольшой наклон корпуса вперед.
А потом опять вперед.
И немного отдохнем. Дети слегка приседают.
Шея не напряжена Покачивание головы вправо и влево.
И расслаблена…
А Варвара смотрит вверх Дети выпрямляются,
Выше всех дольше всех поднимают голову вверх, встают на носки, шею тянут
вверх. Возвращаются обратно – Дети слегка приседают, покачивают головой вправо
Расслабление приятно! влево, возвращаются в исходное положение.
Шея не напряжена
И расслаблена!...
В качестве музыкального фона можно использовать лирическую народную песню
(Например: «Светит месяц»).
Дети стоят врассыпную или по кругу, лицом в центре круга. Пяточки вместе, носочки врозь, руки находятся на поясе. Педагог показывают движения, дети точно повторяют.
Пусть стоят на месте ножки.
Ля – ля – ля.
Дети выполняют повороты корпуса вправо и влево.
Только хлопают ладошки.
Ля – ля – ял.
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.
Хлоп да хлоп перед собой.
Выполняют ритмичные хлопки перед собой.
А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной.
Дети хлопают за спиной.
Выше, выше, выше хлопай,
Руки выше поднимай
Хлопки перед собой снизу вверх мягкими руками.
Ниже, ниже, ниже хлопай,
Руки ниже отпускай.
Выполняют хлопки сверху вниз.
А теперь качать руками
Можно целых 5 минут.
Отдыхайте вместе с нами,
Руки тоже отдохнут.
Дети раскачивают вперед-назад (или перед собой свободно опущенными руками).
Дети стоят по кругу, держась за руки. Под напев русской плясовой мелодии «Ах ты, береза» двигаются в хороводе, выполняя движения по тексту песни.
У тетушки Натальи было 7 гусят, Дети идут по кругу.
У тетушки Натальи было 7 гусят. Стоят на месте лицом в круг,
Га-га-га, га-га-га! Так они кричат! показывают с помощью кистей
Га-га-га, га-га-га! Так они кричат! рук «клювики».
У тетушки Натальи было 7 утят, Руки отводят назад, трясут ими
У тетушки Натальи было 7 утят. как крылышками, слегка наклоняя
Кря-кря-кря! Так они кричат!
Кря-кря-кря! Так они кричат! корпус вперед.
У тетушки Натальи было 7 цыплят, Присаживаются, сжимаясь в комочек,
У тетушки Натальи было 7 цыплят. головки поднимают вверх.
Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Так они кричат! голове, изображая рожки.
Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Так они кричат!
У тетушки Натальи было 7 козлят, Стоят лицом в круг, указательные
У тетушки Натальи было 7 козлят. пальцы обеих рук подносят к
Бе-бе-бе, бе-бе-бе! Так они кричат! голове, изображая рожки.
Бе-бе-бе, бе-бе-бе! Так они кричат!
У тетушки Натальи было 7 котят, Переступая пружинно с ноги на ногу
У тетушки Натальи было 7 котят.
Дети вытягивают вперед то одну, то другую ногу,
Мяу-мяу-мяу, мяу-мяу-мяу! Так они кричат!-2 раз то другую руку, изображая мягкие лапки.
У тетушки Натальи было 7 щенят.
У тетушки Натальи было 7 щенят.
Руками возле головы «ушки»
Гав – гав, гав – гав – гав! Так они кричат!
Гав – гав – гав, гав – гав – гав! Так они кричат!
У тетушки Натальи было 7 внучат,
Дети хлопают в ладоши.
У тетушки Натальи было 7 внучат.
Ля – ля, ля – ля – ля! Песенки звучат!
Ля – ля, ля – ля – ля! Песенки звучат!
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выполняют движения по тексту песни.
Для напева используется мелодия песни .
Лесом по проселку
Шли сюда на елку.
Ну давай, подпевай,
Шли сюда на елку.
Идут по кругу, держась за руки.
Вот бегут зайчишки,
Зайчики – трусишки.
Ушками задвигали,
У елочки запрыгали.
Дети бегут легко на носочках друг за другом, руки держат перед грудью, как «лапки» у зайчиков.
Вот шагают петушки
Золотые гребешки
Красные сапожки
На высоких ножках.
Идут друг за другом, высоко поднимая ноги, руками выполняют широкие маховые движения.
Ну – кА, выходи – кА.
Серый кот мурлыка,
Бархатные лапки,
На лапках цап – царапки.
Идут мягким пружинным шагом, поочередно вытягивая перед собой мягкие руки-«лапки»
Вышел из берлоги
Мишка на дорогу
Лапами захлопал.
По снегу затопал.
Дети идут вперевалочку, пружиня слегка в коленях.
Повторяется 1 куплет Повторяются движения 1 куплета.
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собой вас!
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке
Дети останавливаются, под музыку выполняют движения по кругу, по «тропинкам» леса, врассыпную.
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет
В норку зернышко несет.
Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед «лапки» перед грудью.
А за мышкой шел медведь
Да как начал он реветь
«У – у! У – у!
Я вразвалочку иду!»
Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях.
А веселые зайчата –
Длинноухие ребята-
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.
Шел по лесу серый волк.
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами
Грозно щелкаем зубами!
Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок – скок – скок
Под мосток – и молчок.
Ноги становятся на ширину плеч, выполняются прыжки с продвижением вперед.
Ой ты, дедушка – ежок,
Не ходи на бережок
Там промочишь ножки
Теплые сапожки!
Легкий неторопливый бег на носочках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
Шаг на четвереньках, движение рук и ног поочередно.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся
Взлетают и садятся
На солнышке резвятся.
Легкий бег. Руки отведены в стороны и чуть опущены вниз. Бег чередуется с остановками.
Вот ползет сороконожка
По тропинке на дорожку
Спинка изгибается
Ползет – переливается.
Движения выполняются из положения «сидя на полу», руки согнуты в локтях, прижаты к телу.
Дети стоят врассыпную, лицом к педагогу. Руки сложены «замочком» под подбородком.
Любопытная Варвара
Смотрит влево. Дети поворачивают корпус влево
Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.
Смотрит вверх, Поднимают голову вверх,
Смотрит вниз. Опускает голову.
Чуть присела на карниз Выполняют легкие полу-
А с него свалилась вниз! преседания.
Закрепляет ориентировку в пространств
Дети стоят в хороводе и выполняют движения по пение педагога.
Мы сейчас пойдем на право
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место все вернемся
Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем,
Дружно – раз, два, три!
И немножечко приляжем
Дети складывают руки под щекой.
Дружно – раз, два, три!
Мы поднимемся тихонько
Дружно – раз, два, три!
И попрыгаем легонько
Дружно – раз, два, три!
Пусть попляшут наши ножки
Дети притопывают ногами.
Дружно – раз, два, три!
И похлопают в ладоши
Дружно – раз, два, три!
Повернемся мы на право
Кружатся в правую сторону
Дружно – раз, два, три!
Не начать ли все сначала
Дружно – раз, два, три!
Дети снова берутся за руки.
Для напевания используется р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Бабушка, бабушка,
Купим курочку?
Приплясывают на месте.
Курочка по зернышкам –
Кудах, тах, тах, тах, тах !
Дети стучат по коленям.
Бабушка, бабушка,
Купим уточку?
Приплясывают на месте.
Уточка – то: кря – кря – кря,
А курочка по зернышкам-
Кудах, тах, тах, тах, тах.
Движения «твиста»
Стучат по коленям.
Логоритмика повторяется с введением в текст новых домашних животных, появление которых сопровождается характерными движениями.
…купим индюшку.
… купим кисоньку.
…купим собачонку.
…купим поросенка.
…купим коровенку.
Последний куплет песни звучит следующим образом:
Бабушка, бабушка,
Приплясывание.
Купим коровенку?
Коровенка: муки – муки,
Показ «рожек»
Поросенок: хрюки – хрюки.
Показ «пятачка»
Собачонка: гав – гав,
Показ ушек.
Кисонька – то: мяу – мяу
Машут «лапочкой»
Индюшонок: шалты – балты.
Любое движение руками.
Уточка – то: кря – кря – кря,
Движение «твиста»
Курочка по зернышкам-
Кудах, тах. тах, тах,тах!
Шлепки по коленям.
Логоритмика проходит в быстром темпе. Дети должны запомнить последовательность текста и движений.
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два – три шага «горящий – тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле-
Гляди в поле.
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат-
Гу – гу – гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой – по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если это им удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого – нибудь из них, то оставшийся без пары водит – становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.
Дети делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» ( на него надета шапочка)
Все дружно начинают расхваливать «пирог»
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу» . Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной команде.
1. Наш Ванюша хоть и мал, толк в работе понимал.
Сделал Ваня в шутку ивовую дудку.
Продолбил в ней желобок и повесил на дубок.
Дети идут по кругу, в центре Ваня с дудочкой
Двое детей входят в круг и поют:
2. Что за чудо – чудеся, где же в дудке голоса?
Затем поют все вместе.
Вот какая штука – не слыхать ни звука
Верно дудочка – дуда не годится никуда.
3. Поет Ваня
Вышел Ваня на лужок, собирает всех в кружок.
Как собрал народ он, дудочку берет он:
И веселая дуда заиграла, хоть куда!
4. Дети образуют два круга, идут в противоположном направлении вокруг Вани:
Веселей, дуда, играй, всех на пляску собирай!
Пой ты нам часами всеми голосами,
Пой живее, а у нам ноги сами рвутся в пляс!
Дети водят хоровод вокруг девочки – «Весны», поют
Вот весна, весна красна,
А нам опять пришла она! Ля – ля – ля – ля…
К нам опять пришла она.
Раскрасавица – весна! Ля – ля – ля..
Ласточки летят с весной,
Как сестрички в дом родной! Ля – ля – ля – ля!...
Дети поют в кругу, по очереди входят девочки, одетые в костюмы Весны. Лета, Осени, зимы. Они делают движения в соответствии с содержанием песни:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Ле – то и О – сень, Зи – мА и Вес - - на!
Приходит Весна зеленеют леса,
А птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – все под солнцем цветет
А спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожай и поля и сады!
Зима засыпает снегами поля
Зимой отдыхает и дремлет земля…
Дети идут по кругу, в центре «пастушка», движение по тексту, «кошка» за кругом.
1. Жила – была пастушка, тра – ля – ля – ля – ля - ля
Жила была пастушка, стада свои пасла.
2. Варила сыр овечий, тра – ля – ля – ля – ля – ля.
Варила сыр овечий для целого села.
3. Пришла к пастушке кошка, тра – ля – ля – ля – ля –ля.
пришла к пастушке кошка, вертелась у стола.
4. «Уйди» - кричит пастушка, тра – ля – ля – ля – ля – ля.
«Уйди» - кричит пастушка, - «А ну – кА, где метла?»
5. Метла нашлась не скоро, тра – ля – ля – ля – ля – ля.
Метла нашлась не скоро, а кошка не ждала.
6. Она всю миску с сыром, тра – ля – ля – ля – ля – ля.
Она всю миску с сыром стащила со с
Под вступление дети входят, строится в 2 шеренги.
1. Как зима с весною повстречалися идут навстречу.
Как зима с весною распрощалися
расходятся
Припев: Ай, лю – ли, ай, лю - ли, повстречалися шеренга образует
круг, 2 круга, расходятся.
Ай, лю – ли, ай, лю –ли, распрощалися вновь образуют 2
круга.
2. Как весна ручьями разливалися, мальчики идут, руки
на поясе идут в середину
Как Весна цветами распускалися
девочки идут в середину, образуя пары, кланяются
Припев: Ай, лю – ли, ай, лю – ли, , разливалися вправо
Ай. лю – ли, ай, лю – ли, распускалися влево
Кружатся парами, «лодочкой» хороводным шагом
3. Как вставало рано солнце красное,
Как светило оно людям ласково. идут парами по
кругу
Припев: Ай, лю – ли, ай, лю – ли, солнце красное,
Ай, лю – ли, ай, лю – ли, светит ласково. образует первая
пара «ворота», проходят в «ворота»
4. Как весну мы славим за ее дела,
Слава ей, что нам она тепло дала. последняя пара
проходит в «ворота» по одному
Припев: Ай, лю – ли, ай. лю – ли, за ее дела.
Ай. лю – ли, ай, лю – ли нам тепло дала. Образуют круг, идут
в центр руки вверх, затем из круга, кланяются по пояс друг другу.
Дети становятся по кругу или врассыпную
Мы похлопаем в ладоши:
Раз – два – три, раз – два – три.
Хлопают в ладоши
И запляшут наши ножки:
Раз – два – три, раз – два – три.
Перетоп вправо, затем левой
Покачают головою:
Раз – два – три, раз – два – три.
Покачать головой вправо - влево
И покружимся с тобою:
Раз – два – три, раз – два – три.
Покружиться на носках по одному.
По кругу двигаются подскоками или бегом или боковым
галопом
Перед началом дети берутся за руки и встают в круг. Ветер – в центре круга.
ДЕТИ: На дворе метет пурга, Идут по кругу
Ветер завывает.
Все равно пойдем гулять,
Пусть нас не пугает.
ВЕТЕР: морозит детям руки
Я вам руки заморожу!
ДЕТИ: А мы станем хлопать.
хлопают в ладоши.
ВЕТЕР: Я вам ноги заморожу.
морозит детям ноги
ДЕТИ: А мы станем топать.
топают ногами.
ВЕТЕР: Вот залезу в шубу к вам,
поочередно подходят к детям
Быстро задрожите.
И от ветра ледяного
Вы не убежите!
дети разбегаются.
ВЕТЕР их ловит.
Дети в руках держат погремушки, становятся по кругу.
Мы - веселые петрушки,
С нами пляшут погремушки.
По ладошкам мы стучим,
Стучат по коленкам.
Всех на елке веселим.
ПРИПЕВ: (2 раза)
Динь – динь, ля – ля!
Ля, ля – ля – ля – ля, ля – ля – ля!
Мы - веселые петрушки,
С нами пляшут погремушки.
По коленям мы стучим,
Стучат по коленкам.
Всех на елке веселим!
ПРИПЕВ.
Мы – веселые петрушки,
С нами пляшут погремушки.
По носочкам мы стучит,
Стучат по носочкам
Всех на елке веселим!
ПРИПЕВ.
Мы - веселые петрушки,
С нами пляшут погремушки.
Покружиться мы хотим, Кружатся
Всех на елке веселим!
ПРИПЕВ.
Дети спокойно бегают по залу врассыпную, руки держат перед собой, как лапки.
1.По весенней по лужайке
Разбежались наши зайки
Лапками подрыгали
Весело попрыгали
ПРИПЕВ
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгают на месте на двух ногах, поворачиваясь вокруг себя.
Веселей скачи, дружок! (2 раза)
2.Зайки головой качали
Зайки ушки показали
Ушками подрыгали
Качают головой вправо – влево. приставляют раскрытые ладошки к голове «ушки»
И опять попрыгали
«Шевелят ушами», сгибая и разгивая ладошки
ПРИПЕВ
3.Зайки что-то услыхали
И присели, задрожали
Присаживаются на корточки, руки прижаты к груди, кисти
Это серый волк идет опущены и дрожат.
Ой! Зайчишкам попадет!
ПРИПЕВ
Прыг-скок. прыг-скок!
Убегай быстрей, дружок! (2 раза)
Появляются волк (игрушка). Зайчики убегают.
(Волк не ловит зайцев.)
Движения в соответствии с текстом.
1. Вот бегут, бегут цыплятки
Вслед за мамочкой Хохлаткой.
«Топ – топ – топ, пи – пи – пи,
Очень маму любим мы. (2раза)
2. Вперевалочку утята
Вслед идут за мамой Кряквой.
«Топ – топ – топ, кря – кря – кря. (2 раза)
Это мамочка моя.»
3. Вот с гусятами своими
Вышла мамочка Гусыня.
«Топ – топ – топ, га – га – га.
Маму любим мы всегда» (2 раза)
4. Индюшата друг за дружкой
Ходят с мамочкой Индюшкой.
«Топ – топ – топ, бол – бол – бол.
Кто – то червячка нашел.» (2 раза)
Дети становятся по кругу или врассыпную.
1. Мы в тарелочки играем,
«Скользящие» хлопки в ладоши
Вот как, вот как ударяем.
Хлопки по коленкам.
Будем, будем мы играть, Бег по кругу.
Звонко, звонко ударят!
2. Мы в фонарики играем,
Делают «фонарики»
Огонечки зажигаем,
Хлопки по коленкам.
Мы не будем их гасить, Бег по кругу
Просим ярче посветить!
3. В ссоре, в ссоре десять братцев,
Одноименные пальцы рук ударяют друг в дружку (дерутся)
На ладошке стали драться.
Каждый пальчик стук да стук,
Хлопки по коленкам.
Больше пальчик мне не друг! Бег по кругу.
4. Помиритесь – кА. ребятки,
Пальцы обнимаются «расческой», сжимаясь и распрямляясь
Обнимитесь – кА, ребятки,
на каждую ноту
Дружно, дружно будем жить.
Хлопки по коленкам.
Будут пальчики дружить! Бег по кругу.
5. Каждый пальчик пусть попляшет,
Пальцы одной руки поочередно ударяют (пляшут) по
По ладошке пусть поскачет,
открытой ладони другой, затем то же – для пальцев другой руки.
Будут пальчики плясать, Хлопки по коленкам.
По ладошечке скакать! Бег по кругу.
6. Молоточки – бом да бом,
Ударять кулачком по кулачку другой руки, меняя положение
Строим, строим птичий дом. рук.
Бом, бом, бом, бом,
Показать над головой «дом», соединив ладони под углом.
Вот вам, птички, новый дом!
Хлопки в ладоши. Бег по кругу.
1. Мы танцуем сегодня,
Улыбаясь друг другу.
Настроенье отличное у всех! (Цок – цок)
Потому, что девчонки,
Потому, что мальчишки
Любят шутки, музыку и смех! (Цок – цок)
ПРИПЕВ:
Ля – ля – ля! (Хлоп – хлоп – хлоп)
Ля – ля – ля! (Хлоп – хлоп – хлоп)
Это песенка веселая моя! (Цок – цок)
Ля – ля – ля! (Хлоп – хлоп – хлоп)
Ля – ля – ля! (Хлоп – хлоп – хлоп)
Это песенка чудесная моя! (Цок – цок)
2. Слово доброе скажем,
Как смеяться покажем,
Пусть порадует песенка и вас! (Цок - цок)
Подмигнем мы друг другу,
И прогоним мы скуку,
Настроение отличное у нас! (Цок – цок)
1. Вот на наших ножках
Дети выставляют ногу на пятку, разводят руки в стороны.
Новые сапожки. шагают на месте.
Будем дружно мы шагать
По прямой дорожке
ПРИПЕВ (2 раза): Вот носок, каблучок.
Выставляют ногу на носок, потом на пятку. Прыгают на носочках.
Дружно прыгай: скок – скок – скок.
2. Ох, какая лужа, Качают головой, прижав руки к щекам.
Но пройти нам нужно.
Шире, шире, шире шаг, Идут широкими шагами, «перешагивая» лужи.
Мы шагаем дружно так!
ПРИПЕВ. Движения припева повторяются.
3. Мокрые сапожки,
Выставляют ногу на пятку, разводят руки в стороны.
Ох, промокли ножки. Попеременно топают ногами.
Надо, надо поплясать,
Надо ножки согревать.
ПРИПЕВ
Движения припева повторяются.
Дети становятся в круг. Движения выполняют по тексту.
1. Осень, осень наступила
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.
ПРИПЕВ:
Кап – кап на дорожки,
Кап - кап на ладошки.
Дождик, землю поливай.
С нами поиграй!
2. Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
ПРИПЕВ тот же.
1. Ветер, ветер, ветерок,
Дети с листочками в руках врассыпную стоят по залу.
Поиграй со мной, дружок!
Взмахивают руками вперед – назад.
Ты листочки покачай,
Качают листьями над головой.
С ними вместе полетай.
ПРОИГРЫШ.
Бегут на носочках врассыпную, листочки – перед собой.
2. Ветер, ветер, ветерок.
Поиграй со мной, дружок!
Движения 1 куплета.
Вверх листочки поднимай,
Поднимают руки с листьями вверх.
Вниз листочки опускай.
Опускают руки вниз.
ПРОИГРЫШ.
Бегут на носочках врассыпную, листочки – перед собой.
3. Ветер, ветер, ветерок,
Поиграй со мной, дружок!
Движения 1 куплета.
Спрячусь за листочком я,
Присаживаются на корточки, прячут лица за листочками.
Поищи скорей меня!
ПРОИГРЫШ.
Бегут на носочках врассыпную, листочки – перед собой.
4. Ветер, ветер. ветерок,
или Ветерок бегает между детьми, ищет их.
Поиграй со мной, дружок!
Движения 1 куплета.
Ты листочки покружи,
Кружатся, руки с листьями вверху.
Спать на землю уложи.
Медленно опускают листья на пол и присаживаются на корточки.
ПРОИГРЫШ.
Ветерок бегает между детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логоритмических упражнений
Упражнения приведенные в картотеке проводятся без музыкального сопровождения...
Картотека логоритмических упражнений
В картотеке представлениы упражнения на развитие речи с движением....
Картотека "Логоритмические упражнения"
Игры, упражнения, стихотворения...
Картотека логоритмических упражнений
Логоритмические упражнения для дошкольников...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...
Картотека логоритмических упражнений
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала....
Картотека логоритмической зарядки для малышей
Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специал...
Комментарии
Шеховцова Наталья Сергеевна
Это то, что нужно!! Спасибо за подборку материала ! Вы для кокого возроста собирали?