Установочное родительское собрание «Итоги логопедической диагностики воспитанников старшего дошкольного возраста»
занимательные факты (старшая группа)
Логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие движений органов речи и артикуляции
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи.
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук;
- подготовка руки к письму
• развитие связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovochnoe_roditelskoe_sobranie_logopeda_v_dou.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Установочное родительское собрание «Итоги логопедической диагностики воспитанников старшего дошкольного возраста»
В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи,
т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения - лишь верхушка айсберга.
Итак, логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие движений органов речи и артикуляции
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи.
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук;
- подготовка руки к письму
• развитие связной речи
К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.
В Октябре проводится обследование речи детей с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.
Обследование речи выявило:
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, Сонорных звуков).
Общим для всех детей группы является нарушение, называющееся общее недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны, лексики (бедный словарный запас), грамматики (несформированность грамматического строя речи), связной речи (неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями).
- Обобщающие слова не используют в речи
Мебель (комната, гостиная)
- Не знают названия частей предметов: Стул или Чайник
Ножки (палочки), сиденье (чтобы сидеть)
- Дети с трудом могут подобрать нужное слово:
Лимон какой? – большой
Лиса какая? – оранжевая
- Не называют правильно слова с противоположным значением
Высокий - маленький, длинный - не длинный
- Не называют действия: Собака лает (гавкает),Корова мычит (му)
- Не согласуют прилагательные с существительными в роде, числе, падеже: желты мяч, сини автобус..
- Допускают ошибки в использовании предлогов:
Девочка мечтает от кукле. Или их не понемают
- Допускают ошибки в образовании притяжательных прилагательных: лисы (лисий )хвост; лисы( лисья) лапа
- в образовании относительных прилагательных: сливный сок
- множественного числа
- Трудности при пересказе сказки, составлении рассказа по серии картин, сюжетной картинке.
В логопедических группах коррекционная работа проводится ежедневно: в форме игровых занятий в индивидуальной работе или подгруппой детей
Лексико-грамматические занятия
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
а) по расширению и активизации словаря детей;
Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий
- образование множественного числа существительных
Игра «Один – много»
Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.
- образование сущ с ум-ласкат суффиксами
Игра «Назови ласково»
Стул – стульчик, Чашка- чашечка, кукла-куколка, Цветок- цветочек.
- согласование существительных с числительными
Игра «Посчитай»
1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев
Занятия по развитию связной речи
Дети будут учиться:
- пересказывать короткие сказки;
- составлять рассказ по картинке или серии картинок с опорой на схему.
- отгадывать и заучивать загадки, стихи.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно. Индивидуальная работа проводится в следующих направлениях:
- проверка домашних заданий (беседа по картинке);
- развитие фонематического слуха
На слух различают музыкальные инструменты.
Дифференцируют звуки: С-з, с-сь и др.
Выберрают только те картинки, в которых есть звук (С). Или хлопни когда услышишь звук (А)
- дыхательные упражнения
- артикуляционные упражнения
Для правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находится в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.
- коррекция звукопроизношения, включающая
постановку звука;
автоматизацию правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;
дифференциацию от близких по звучанию звуков. Например Сайка- Зайка
- слоговая структура слова
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)
Например: Яблоко, груша, огурец, лимон. Какой предмет лишний?
- огурец. Почему?
- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения.
Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь и мессенджер
Ват цап.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.
- тетради забираются в пятницу на выходные, возвращаются в понедельник;
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать в день по 3-5 минут.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- - не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть, а так-же следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Обсудите прочитанное.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семь...
Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только обе...
Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....
Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад №87»...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте".
quot;Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду". Е.И.Тихеева...