Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС
консультация
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-dlya-pedagogov-rabotayuschikh-s-detmi-s-ras.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 « Ласточка»
Консультация для родителей
Тема:
«Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС»
Выполнил: учитель - дефектолог
Белова Татьяна Владимировна
г. Богородск
2024
Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
При включении такого ребенка в среду сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место, прошелся по школе и понял где и что находится – туалет, столовая и т.п. Вначале ребенок может находиться в классе неполный день, а всего пару (или один) урок (лучше тот, на котором ребенок будет успешнее), постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном классе. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.
Рекомендации учителя-логопеда по развитию коммуникативных навыков у детей с РАС:
- Предоставляйте ребенку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова.
Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации
Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению. Можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет мотивировать ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»
К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как
только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.
Давайте предметы постепенно
Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.
Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то, или иное занятие
Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, «ну вот и все» и «хватит». Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.
Говорите как можно меньше и медленнее
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь,
что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.
Используйте средства вспомогательной и альтернативной коммуникации
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющиеобычную речь, если дети не способны при помощи неѐ удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогаетеѐ развитию.
Системы альтернативной коммуникации:
Система жестов.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия.
Графическая система символов
При обучении использованию графической системы символов ребѐнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребѐнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребѐнка, и тогда он невольно начнѐт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребѐнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.
Важно, чтобы ребѐнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Пособия, которые можно использовать:
- Коммуникативная доска — специальная доска, на которой закреплены липкие или магнитные ленты, к которым прикрепляются графические символы. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию;
- Тематические книги;
- Альбомы с картинками и фотографиями;
- Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.
- Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие).
Как технически происходит общение с помощью графических символов:
- Человек берѐт картинку в руки и передаѐт еѐ собеседнику.
- Указывает на неѐ рукой или дотрагивается пальцем.
- Нажимает на соответствующую кнопку.
- При серьѐзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплѐнной к шлему на голове, направлением взгляда.
В первый период использования средств дополнительной коммуникации с детьми с нарушениями есть риск появления желания отказаться от неѐ из-за ошибочного вывода, что ребѐнок ещѐ не созрел. Но! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребѐнок можетпонимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещѐ не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.
Обучение глобальному чтению.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребѐнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чѐрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребѐнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
- зрительного восприятия;
- внимания;
- зрительной памяти;
- понимания обращѐнной речи;
- выполнения простых инструкций;
- умения подбирать парные предметы и картинки;
- умения соотносить предмет и его изображение;
- понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребѐнка будут сформированы вышеперечисленные умения.
Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками-животными. Это такие игры, как:
- «Лабиринты»,
- «Кто где живѐт?»,
- «Лото»,
- «Найди по контуру»,
- «Что пропало?»,
- «Найди по силуэту»,
- «Найди место куклам»,
- «Парные картинки».
Виды работ при обучении глобальному чтению:
- Чтение автоматизированных энграмм (имя ребѐнка, имена его близких, клички домашних животных).
Для обучения глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учѐта определѐнной темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребѐнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими
печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребѐнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребѐнка требуется по памяти
«узнать» необходимую надпись на карточке и положить еѐ к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух-трѐхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:
- Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
- Демонстрация действия, изображѐнного на картинке, посредством использования жеста.
- Закрепление речевого материала дома.
Таким образом, ребѐнок сопряжѐнно проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдѐт в активный.
- Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берѐм две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребѐнку положить табличку
к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок
введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребѐнка.
- Чтение письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений может быть различной: схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом); план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее).
Предъявляя карточки, обращаем внимание ребѐнка на различное написание вторых слов в предложениях.
- Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.).
Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько
«неговорящий» ребѐнок понимает обращѐнную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даѐт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
4. Система коммуникации при помощи карточек PECS.
PECS — система, которая позволяет ребѐнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребѐнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребѐнок научается сообщать о желании получить определѐнный предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Перед началом обучения ребѐнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью
которых ребѐнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.
Это можно сделать несколькими способами:
- Наблюдение за ребѐнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребѐнок в свободное время, что он любит есть (как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит.
- Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребѐнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребѐнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаѐт без сожаления. После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:
- Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5 х 5 см).
- Липучки.
- Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.
- Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определѐнном порядке — для построения предложений.
Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребѐнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки.
Для того чтобы освоение систем альтернативной коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребѐнка необходимо
включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребѐнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращѐнную речь.
Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:
- Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.
Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре- театрализации. Например «Теремок». При появлении сказочных героев ребѐнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А так же повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать»,
«здороваться», «прощаться»).
- Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
- Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
- Соотнесение предметов и картинок с написанным словом.
При введении обучения альтернативной коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребѐнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов:
«стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.
- Составление фотоальбома про себя.
- Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребѐнком.
Взрослый читает стихотворение, а ребѐнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета. Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом) Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)
Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
- Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
- Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
- Лица и предметы, изображѐнные на фотографиях, должны быть знакомы ребѐнку.
- Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребѐнку.
- Слово должно быть написано простым шрифтом.
- Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной речи (показываем картинку «дом» и игрушку «дом», используем напечатанное слово «дом», показываем жест «дом»).
Если комбинировать средства альтернативной коммуникации, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.
Рекомендации учителя-дефектолога по развитию учебных навыков
у детей с РАС
При включении ребенка с РАС в учебную деятельность необходимо учитывать как индивидуальные особенности его развития, так и общие особенности учебного поведения, присущие обучающимся с РАС.
Особенности учебного поведения
- такой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации, и при переменах ситуации;
- легче себя чувствует в привычной, стереотипной обстановке. Он
«лучше» ведет себя на структурированном уроке, чем на перемене;
- ребенок имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;
- у ребенка часто наблюдается наличие «своих», не вполне адекватных
«учебных» стереотипов;
- нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель), на уроке, на перемене;
- не демонстрирует то, что мы понимаем как внимание;
- легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;
- имеет большую задержку во времени при ответах на вопрос, иногда – наоборот – мгновенность, по сравнению с другими детьми;
- затрудняется при необходимости отвечать у доски;
- темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда неравномерны;
- такой ребенок нуждается в частом подтверждении правильности его действий и постоянном одобрении собственной деятельности;
- часто ребенок демонстрирует обидчивость;
- часто у ребенка отмечается недостаточная адекватность, в том числе в поведении, трудности анализа собственного поведения;
- при встрече с трудностями и неудачами в работе наступают резкие эмоциональные реакции, с бурным негативизмом, вплоть до отказа от деятельности;
- письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную;
- по-своему он очень «привязан» к знакомому взрослому, тяжело переживает замены;
- ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;
- такой ребенок нуждается в введении специальных занятий со специалистами, способствующих формированию его представлений об окружающем и их связи с личным опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.
Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения в учебный процесс и социальной адаптации ребенка в среде сверстников.
Для обучения детей с РАС используются наглядные, практические и словесные методы обучения, но с определенной спецификой.
Наглядные методы обучения и воспитания детей с РАС
Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.
Визуализация режима дня
- Составляйте с ребенком и проговаривайте (или показывайте) все учебные и режимные моменты дня
Необходимость введения расписания связано с тем, что у ребенка с РАС с трудом формируется структура времени, нарушено понимание последовательности событий (ребенок не знает что и когда можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения). Расписание -определенный стереотип, который позволяет создать привычную деятельность для ребенка, которая должна иметь предсказуемость и повторяемость. Представления о предстоящих событиях становятся более упорядоченными, предсказуемыми, а планирование помогает структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов.
Расписание позволяют ребенку успешнее:
- следовать распорядку дня (он знает, что должен сделать сегодня, и ему нужен минимум словесных инструкций и подсказок). Повышается самостоятельность ребенка;
- справляться с тревогой (снижается беспокойство, устраняются постоянные вопросы о событиях дня). Приобретается чувство уверенности и безопасности;
- избежать конфликтов со взрослыми (при наступлении времени
«нелюбимых» занятий, взрослый ссылается на расписание). Сглаживается негативное поведение;
- усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий и режимных моментов; Приобретение новых навыков и выработка алгоритмов в любых видах деятельности;
- быть готовым к переменам в деятельности (переход от одной деятельности к другой вызывает негативные реакции). Сглаживается негативное поведение;
- дают возможность получить ощущение того, что что-то достигнуто, завершено (ожидание ухода домой, приближение окончания действий). Сглаживается негативное поведение;
Рекомендации по работе с расписанием:
Расписание лучше размещать возле доски, чтобы его видел весь класс.
В зависимости от способностей ребенка прорабатывается расписание либо на день, либо только на предстоящий урок или занятие.
Необходимо, чтобы расписание было визуальным (с картинками и подписями к ним.) Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий, для таких детей недостаточны. Это могут быть карточки с названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. Такие карточки должны сопровождаться подписями, а в последствие замениться текстовым расписанием.
Введение расписания для объяснения понятия «нет» (отказ).
Большая проблема объяснить ребенку понятие «нет». Произнесение слова
«нет», как выражения отказа, вызывает бурную негативную реакцию. Расписание позволяет объяснить зрительно, что сейчас это «нет» временно.
Карточки, выстроенные друг за другом, делают более позднее «да» зримым, а
«нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет» (например, ребенку нравится урок физкультуры, сейчас это «Нет» и урок математики, а следующий урок-физкультура и ответ «Да»).
В период введения расписания и обучения работы с ним, необходимо неизменно следовать всем пунктам и все они должны быть выполнены.
Не меняйте расписание без уважительной причины! Это нарушение уже сформированного стереотипа.
- Необходимо иметь заготовки карточек, символизирующих изменения («учитель заболел»-«больной человек, лежащий в постели»; «мама опаздывает»- «много машин («пробка») и т.д.).
- Если происходит ситуация изменения событий, необходимо внести изменения вместе с ребенком и проговорить их (заменить одну карточку на другую).
Создание расписания школьного дня является необходимым условием адаптации в школе ребенка с расстройством аутистического спектра.
Визуализация плана урока
Составляйте с ребенком и проговаривайте (или показывайте)
расписание урока, где будут спланированы все виды деятельности, которые будут происходить на уроке (занятии).
Важно четко планировать деятельность в течение урока. Введение подобного расписания поможет учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Расписание деятельности на уроке может располагаться на доске или на парте (вертикально или горизонтально). Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с символами и подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий. Для безречевых детей возможно использование фотографий, ящиков-боксов с нумерацией.
Визуализация плана урока дает следующие преимущества:
- позволяют следовать плану урока. Ученик знает, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки;
- использование визуального плана урока повышает уровень самостоятельности ребенка и позволяет ученику подготовиться к смене деятельности;
- заранее прописанный план позволяет избежать конфликта с учителем. Когда приходит время определенного, пусть даже сложного задания, которым ребенок не любит заниматься, то учитель может сослаться на расписание;
- постоянное использование планов урока позволяет усвоить основные заведенные действия на том или ином уроке;
- так же вычеркивание заданий (переворачивание карточек) из плана урока дает возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто, завершено.
Наглядное подкрепление информации
- Используйте наглядность при подаче любой вербальной информации
Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Применение наглядности оправдано при преподнесении любого учебного материала.
используйте наглядное подкрепление при изучении новых слов и понятий; сопровождайте тексты фотографиями и иллюстрациями;
используйте презентации при подаче знаний об окружающей действительности;
соединяйте абстрактные понятия с образами и символами ,
например - понятия «вверх» и «вниз»: произнося термин (понятие), покажите физически, с помощью игрушки; подкрепите таблички с
подписями к игрушке и еще раз покажите; замените игрушку картинкой с подписью; замените картинку символом – стрелкой; оставьте только табличку.
Используйте наглядную демонстрацию связей между понятиями.
Недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно. Поэтому ребенку необходимо наглядно показывать, как одно понятие связано с другим.
Наглядное подкрепление инструкций
- При отрабатывании учебных инструкций используйте визуальную поддержку в виде символов и пиктограмм
Использование визуального подкрепления для инструкций.
- подкрепите инструкцию символом.
очень часто у детей с расстройством аутистического спектра возникают
сложности с пониманием синонимов одних и тех же инструкций (например: реши пример- напиши ответы- напиши результат и т.д.). Ребенку бывает
очень сложно соотнести инструкцию с конкретным действием;
- разбивайте задания в виде наглядных инструкций.
подкрепление инструкции визуальным стимулом важно так же в случаях выполнения сложного задания, состоящего из ряда инструкций. Заранее подготовьте карточки с символами и прикрепите их слева направо либо сверху вниз;
- используйте визуальные алгоритмы выполнения заданий.
научите ребенка выполнять задания, ориентируясь на стандартный алгоритм, что обеспечит ему возможность самостоятельного выполнения
работы.(например алгоритм в решении задач, примеров, работы с пластилином, красками)
Образец выполнения
- Перед началом любого задания на уроке- покажите законченный результат (образец)
Основная задача учителя - научить ребенка. Поэтому необходимо помнить, что процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата. Прежде, чем ожидать результата – покажите, что представляет из себя результат.
Предоставление образца выполнения может быть в виде:
- моделирования действия – покажите, как должно выглядеть действие;
- образец ответа – пример ответа на вопрос;
- образец выполненной аппликации, раскрашенного рисунка и т.д.;
- алгоритм выполнения задания – визуальный план выполнения (технологическая пошаговая карта)
Визуализация правил поведения
- Расположите возле классной доски правила поведения на уроке (визуальные), обучайте ребенка правилам поведения
Необходимо ввести общие правила для всего класса.
Правил не должно быть много. Это должны быть только актуальные на данный период времени правила.
Продумайте формулировку каждого правила. Фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны. Желательно не использовать в
формулировках частицу НЕ. Правило должно показывать «как нужно себя вести». Рекомендуется сделать наглядное напоминание правил.
Правила должны быть достаточно крупного размера. К каждой фразе можно добавить символ, для того, что бы постепенно убирая текст, для
напоминания оставались только символы. Когда основные нормы поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила,
которые можно расположить на парте ученика.
Социальные истории
- Прорабатывайте с ребенком специальные «социальные» истории, в которых он приобретает опыт социального общения в различных ситуациях
Ребенка необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как соблюдение очереди, нормы поведения в общественных местах, нормы поведения во время уроков, на перемене и т.д. Дети с аутизмом
испытывают трудности в социальном взаимодействии. Социальные истории помогают «считывать» и понимать социальные ситуации.
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка.
В социальной истории представлены «правильные модели поведения» в социуме.
Дети лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому история должна сопровождаться рисунками и фотографиями.
Практические методы обучения и воспитания детей с РАС Индивидуальная корректировка объема задания
- Индивидуально подбирайте задание для каждого ребенка (объем) в зависимости от темпа, самостоятельности выполнения
Установите границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
Сократите объем заданий.
Предъявляйте задания маленькими частями – это позволит получать четкие инструкции по выполнению, избежать страха при виде объемного задания.
Используйте отдельные карточки с заданиями.
Анализируйте индивидуальные трудности обучающегося с расстройством аутистического спектра, чтобы определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика (отсутствие устной речи,
предпочтение письменным заданиям, нарушение моторной сферы).
Помощь в переходах от одной деятельности к другой
- Помогайте ребенку перейти от одной деятельности к другой без дискомфорта
Переход от одной деятельности к другой часто вызывают у ребенка стресс и чувство дезориентации.
Напомните о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него. Для этого можно использовать таймер или карточку;
Используйте для всего класса какую-либо стандартную «переходную деятельность» перед сменой задания – движение, считалку, стихотворение и т.д..
Обучение переносу знаний
- Отрабатывайте полученные навыки на различном материале и в различных ситуациях
Недостаточная способность к обобщению детей с расстройством
аутистического спектра вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, а так же также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации:
для генерализации навыков необходимо все понятия связывать с жизненными ситуациями ребенка;
использовать на уроке большое количество практических заданий; отрабатывать навык во всех средах при помощи родителей
Обучение работе в паре, в группе
- Учите ребенка контактировать со сверстниками во время выполнения заданий
Любая работа в группе, общение в паре вызывают сложности.
Начинайте работу с подвижных игр без правил
Учите ребенка обращаться за помощью к учителю, к другому ученику
Словесные методы обучения и воспитания детей с РАС Адаптация устной речи
- При обращении к ребенку контролируйте свою речь, подбирайте ключевые слова, выстраивайте инструкции в виде простых предложений и фраз
Ребенок испытывает трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации. Трудность понимания устной и письменной речи, а так же
буквальность приводит к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:
избегайте ироничных или иносказательных выражений; говорите ровным тоном;
не говорите слишком быстро.
Обучение выполнению инструкций
- Используйте четкие и короткие инструкции (одноступенчатые)
Перед подачей инструкции обязательно обратитесь к ребенку по имени.
Одновременно не давайте инструкцию на слух и визуально. Сначала покажите символ, затем озвучьте инструкцию
Проверьте понимание услышанной фразы. Если ребенок не понимает инструкцию, не перефразируйте, а сократите до ключевых слов.
Не используйте глагольную цепочку в инструкции. Дети с РАС плохо выстраивают последовательность.
Если ребенок умеет читать, напишите инструкцию на листе.
Работа над обогащением словаря
- Проводите отдельную работу по обогащению словаря.
Дети не понимают слова и понятия без обучения им:
необходимо специальное обучение абстрактным понятиям (времена года, пространственные представления и т.д);
проводите работу над пониманием синонимов;
Обучение ответам на вопросы
- Специально обучайте ребенка отвечать на вопросы, прорабатывая возможные варианты ответов на вопрос
Давайте ребенку достаточно времени для осмысления вашего вопроса; Не перефразируйте вопрос, не расширяйте его
Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни;
задавайте вопросы сразу после деятельности, а не отсрочено.
предлагайте ответить на один и тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему ответа;
подкрепите вопрос визуальной подсказкой, чтобы напомнить ребенку ответ.
Применение данных рекомендаций по созданию специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра позволит наиболее успешно включить первоклассников с РАСв учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.
В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях....
Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)
Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....
Презентация " Коммуникативные танцы-игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Презинтация....
Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития
В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного у...