Мастер-класс для родителей"Проведение пальчиковых игр с детьми младшего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель мастер – класса: помочь родителям в минимальных затратах сил и времени на целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
- Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_palchikovye_igry.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми раннего
возраста»
Цель мастер – класса: помочь родителям в минимальных затратах сил и времени на целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
- Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.
Оборудование: буклеты «Пальчиковые игры», аудиозапись «Дагестанская лезгинка», «У жирафа пятна, пятна…», для игр муляжи облака и солнышка, на каждого родителя: прищепки, орехи, карандаши, мячи.
Ход мастер-класса: Доброе утро, уважаемые родители! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса.
Вступительное слово.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. Сухомлинский
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
На кончиках пальцев много нервных окончаний, поэтому работа рук способствует
-психическому успокоению, так порой необходимому нашим детям; Предлагаю вам выполнить 2 очень простых упражнения
- Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее 10 раз большим пальцем. Поменяйте руки и повторите упражнение (10 раз) .
- Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки
- работа рук предотвращает развитие утомления в мозговых центрах
Если ваш ребенок устал и капризничает, а вы очень заняты, посадите его рядом и предложите ему поиграть грецкими орехами.
Я предлагаю вам несколько упражнений для пальчиковых игр вашего ребенка.
- Возьмите 2 орешка. Вспомните китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи – это хорошим успокоительным массажем Попробуйте
- Покатайте их между ладонями
- Попробуйте прокатить один орешек между пальцами
- Растопырьте пальцы ведущей руки. Вставьте между ними орешки. Попробуйте их удержать.
-Работа рук способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов) Потрите свои ладони просите об этом своих детей, когда они моют руки, когда у них холодные ладошки на прогулке, а я вам дам 1 совет.
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и
важности пальчиковых игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
Уважаемые родители, я предлагаю вам побыть детьми и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковаягимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
Мы поиграем в некоторые из них
1. Пальчиковые игры с предметами (массажные мячи, карандаши, прищепки и др.). Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с прищепками. Такой игрой мы можете занять ребенка во время стирки.
Перед вами муляжи солнышка и тучки. Возьмите в руки солнышко и, пока я читаю стишок, прикрепите к нему лучики-прищепки.
А вот и тучка – посмотри
Прищепки вниз цепляем мы. Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.
Это дождь идёт грибной:
Весёлый, тёплый озорной.
Следующий вид — активные игры со стихотворным сопровождением
В стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
- Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
- Для разминки предложите малышу пальчиком нарисовать в воздухе круг, линию; сжимать и разжимать кулачок.
- После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите малышу, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении
трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. В одну такую игру для детей младшего возраста мы сейчас с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
1. Показ 2. Игра
Рано утром он закрыт (сложить ладошки вместе ребром перед собой)
Но к полудню ближе (раздвигаем ладошки)
Раскрывает лепестки (раскрываем ладошки)
Красоту их вижу (шевелим растопыренными пальчиками)
К вечеру цветок опять (закрываем ладошки, соединив пальчики)
Закрывает венчик (полностью соединяем ладошки) И теперь он будет спать (ладошки под правую щечку) До утра, (ладошки под левую щечку)
Как птенчик (Ладошки под правую щечку)
Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Это «Ладушки- ладушки», «Сорока -белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был. Это игры для маленьких детей, поэтому я подробно остановлюсь на одной такой игре
Уважаемые родители, я порошу вас поиграть в пальчиковую игру Сорока-белобока»
- Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
- А сейчас повторим все вместе, приготовились.
Сорока белобока Кашку варила, ….
Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Следующий вид пальчиковых игр.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр.
Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга»
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе со мной в кинезеологические игры. Самая простая игра,в которую вы можете поиграть со своими детьми, «Кулак-ладонь»
Поставьте или положите ладони перед собой.
Ладонь левой руки сожмите в кулак, а ладонь правой руки поставьте горизонтально.
Чередуйте положение ладоней. Для вас я усложню задачу. Игра называется «Лезгинка»
Ладонь левой руки поставьте ребром перед собой. Правую ладонь сожмите в кулак, оттопырив большой палец; поверните ее пальцами к себе и присоедините к центру левой ладони. Чередуйте положение рук под музыку.
Звучит «_Дагестанская_лезгинка»
Спасибо, если вам понравилось, позвольте предложить вам игру «Ухо-нос» - Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустите руки и поменяйте их положение Звучит ритмичная музыка Молодцы. Надеюсь, вам понравится играть с детьми, по мере их взросления усложняя задания.
Позвольте мне продолжить наше знакомство с пальчиковыми играми
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание с предметами и без них.
Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).
- Массаж ладоней шестигранным карандашом можно предложит ребенку, пока он ждет вас, чтобы порисовать.
Возьмите карандаш и покатайте его ежу ладонями Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
- Игровой массаж с шишками можно проводить во время прогулки. Массаж пальчиков и ладоней тестом.
Когда вы на кухне занимаетесь с тестом, не забудьте привлечь к этому своего ребенка. Дайте ему кусочек теста. Это поистине универсальная развивающая моторику штука. Дети могут возиться с тестом долго и с удовольствием.
С тестом можно делать всякие разные манипуляции – месить, мять, тыкать пальчиками, рвать, раскатывать.
Родительможет показать основные действия: оторвать, слепить, раскатать. Когда к трем годам координация малыша разовьется, можно добавить скалку, формочки для печенья, камни, ракушки.
Мы сейчас проведем импровизированную гимнастику «Мы капусту рубим, рубим» Детям очень нравятся пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и
позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. А мы вам в свою очередь предлагаем поиграть в игру под фонограмму «У жирафов пятна,
пятна…» Постарайтесь повторить за мной Звучит детская песня Надеюсь, вы приобрели сегодня знания о пальчиковых играх.
Послушайте, замечательное стихотворение Александры Лопатиной
«Две руки»
Нам две руки природою даны, И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает, Другая их с поклоном возвращает. А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего? В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
А теперь я хочу вам вручить буклеты «Пальчиковые игры» вы можете с детьми поиграть. Я, думаю наш «Мастер –класс» вам понравился. До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"
Ознакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста....
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Мастер--класс для родителей "Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста".
Пальчиковые игры используются в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх дет...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...
Мастер-класс: "НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ для проведения корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста"
Мастер класс направлен на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (дети, педагоги, родители). Материал будет полезен инструкторам и руководителя...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики....