Проект для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему «Моя семья – моя крепость»
план-конспект занятия (старшая группа)
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_st_proekt_moya_semya_.docx | 97.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 г. Вязьма Смоленская область
Проект
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему «Моя семья – моя крепость»
Разработала воспитатель
старшей группы № 4 « Совушки»:
ЛЕОНТЬЕВА Г. В.
г. Вязьма
2022-2023 год
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………3- 9 стр.
- Цель, задачи
- Предполагаемый результат
- Участники проекта
- Новизна
- Планирование
2. Литература……………………………………………………………..10 стр.
3.Приложение……………………………………………………………11 – 51 стр.
Пояснительная записка
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша, приобщает его к окружающей жизни.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Но часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Именно поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», с целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.
Задачи проекта:
- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Принципы построения проекта
- доступность;
- систематичность;
- индивидуальный подход;
- практичность.
Название проекта: «Моя семья – моя крепость».
Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический, социально-гуманитарный.
Срок реализации: 7 месяцев, ноябрь 2022г. - май 2023 г.
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы № 4 « Совушка» (5-6 лет);
- педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель)
- родители воспитанников.
Новизна: организация нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».
Предполагаемый результат:
Дети:
- больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;
- смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
- смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Родители:
- повысится интерес родителей к данной теме;
- полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
- активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
- между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Реализация этапов проекта:
1.Подготовительный:
- выбор темы, постановка цели и задач;
- подбор литературы по теме;
- создание картотеки пальчиковых игр, подборка дидактических игр и пособий по теме «Семья»;
- знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
- пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой, театрализованной деятельности по теме «Семья»;
- опрос детей «Что я знаю о семье?».
2.Основной:
- систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (проведение бесед, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
- совместное изготовление родителей с детьми сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;
- разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
- подготовка консультативного материала для родителей.
3.Заключительный.
- подведение итогов работы по проекту;
- проведение совместно с музыкальным руководителем развлечения «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка и я!», с инструктором по физической культуре «Богатырские состязания», Дня именинников и чаепития с родителями.
Продукт проекта:
- Книга «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!».
- Перспективный план работы.
- Картотека консультаций для родителей.
- Дидактические игры и пособия, изготовленные родителями воспитанников и педагогами, способствующие развитию моторики рук и речи детей.
Планирование работы по проекту «Моя семья – моя крепость» в старшей группе № 4 « Совушки» (5-6 лет) на 2022-2023 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Участники | Результат (продукт) |
1 | День открытых дверей «Семья – источник доброты». Мастер – класс для педагогов и родителей «Игры с мамой в домашних условиях», подборка фотографий детей по игровой деятельности дома | ноябрь 2022 | воспитатель, родители | Буклет «Игры с детьми дома», участие родителей в практических играх с детьми изготовлению игрушки, экспериментальной деятельности, фотогазета «Игры детей дома». |
2 | Праздник, посвящённый Дню матери, подборка фотографий детей с мамой для создания фотогазеты к Дню матери | ноябрь 2022 | воспитатели, мамы, дети | Участие мам в празднике, подарки мамам фотогазета «Мамочка – любимая моя!», презентация «Моя мама – лучше всех!». |
3 | Фотовыставка в группе «Моя семья в объективе» | ноябрь 2022 | воспитатели, родители, дети | Организация фотовыставки. |
4 | Акция «Почитай мне сказку, мама!» | декабрь 2022 | воспитатели, дети, родители | Чтение в группе мамами сказок у камина по вечерам, фотовыставка «Читаем дома сказки», книжная выставка «Добрые сказки для детей» |
5 | Родительское собрание (практический семинар) «Развитие творческих способностей у ребёнка 5 – 6 лет» | январь 2023 | воспитатели, музыкальный руководительродители, дети | Буклет «Развитие творческих способностей в семье», обмен опытом родителей по развитию творчества в семье, показ детьми музыкально - театрализованного кружка «Веснушки» сказки «Пожар в лесу» |
6 | Составление детьми рассказов о своей семье, разгадывание загадок о семье, рисунки детей на тему «Моя семья» | февраль - март 2023 г. | воспитатели, дети, родители | Творческий рассказ детей на тему «Моя мама», «Мой папа»,«Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моя семья», «Праздники в нашей семье», «Как я помогаю дома», рисунки детей на тему «Моя семья», фотоальбом «Моя семья» |
7 | Спортивный семейный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества на тему«Богатырские состязания» | февраль 2023г. | воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, папы | Разучивание стихов к празднику. Участие в празднике, подарки детей папам. Фотогазета «Мой папа в армии» |
8 | Подбор иллюстративного материала, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений на тему «Семья» | март 2023 | воспитатели, родители | Альбом с иллюстрациями, картотека пословиц и поговорок, загадок, сборник стихотворений на тему «Моя семья» |
9 | Разучивание и систематическое проведение пальчиковых, речевых игр, физминуток, логоритмических упражнений с детьми. | в течение года | воспитатели, учитель-логопед, дети, музыкальный руководитель | Картотека речевых игр, логоритмических упражнений на тему «Моя семья» |
10 | Организация и проведение праздника для мам и бабушек на тему «Бал в королевстве бантиков» | март 2023 г. | воспитатели, родители воспитанников. | Разучивание детьми стихотворений к празднику. Участие мам и бабушек в утреннике, вручение подарков мамам и бабушкам. |
11 | Знакомство детей с литер. произведениями: В.Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Волшебное слово», «Отомстила», татарская сказка «Три дочери», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка». | в течение года | воспитатели, дети | Выставка детских книг по нравственному воспитанию на тему «Семья» |
12 | Оформление информационного материала к празднику «День семьи» 15 мая | май 2023 г. | воспитатели | Ознакомление родителей с консультацией «Дружная семья - здоровый ребёнок» |
13 | Субботник с детьми и родителями на участке группы | май 2023 г. | воспитатели, дети, родители | Участие в уборке участка, фотогазета «Мы на субботнике» |
24 | Подведение итогов работы по проекту. Презентация проекта, книги «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!». | май 2023 г. | воспитатели | Проект «Моя семья», книга «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!». |
Список литературы:
1.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
3.Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
4.Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006 •6. Детство – пресс, 2003. «Играйка»: восемь игр для развития речи дошкольников. Н. В. Нишева 5.Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
6.«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
7.«Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
8.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989 приложение
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 г. Вязьма Смоленская область
Конспект мастер - класса
с интеграцией образовательных областей
«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений; мир человека, мир природы),
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
в старшей группе (5–6 лет)
на тему «Игры с мамой в домашних условиях»
Подготовила: воспитатель
старшей группы № 4 « Совушка»
Леонтьева Г. В.
г. Вязьма
2023 г.
Виды детской деятельности:
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Познавательная |
Речевое развитие | Коммуникативная |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая |
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Познавательная | Игровые упражнения Экспериментирование |
Коммуникативная | Беседа Игровые ситуации |
Игровая | Игровые упражнения Игровые ситуации |
Конспект мастер-класса «Игры с мамой в домашних условиях»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений; мир человека, мир природы), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Место проведения: группа.
Количество: __детей, родители.
Формы организации детей: групповая, в парах (ребёнок – ребёнок, ребёнок - мама), индивидуальная.
Цель: мотивировать родителей на организацию игровой деятельности, детского экспериментирования в домашних условиях. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение изготавливать игрушку своими руками;
2. Учить детей соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
3.Формировать у детей представления о химических свойствах веществ.
Развивающие:
- Развивать мышление, интеллектуальные способности, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес.
- Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру совместной деятельности у детей.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Материал
Демонстрационный:
1.4 макета вулкана на подносах.
3. Смесь для извержения вулкана:
сода – 2 столовые ложки, лимонная кислота - 2 столовые ложки, красная краска - 1 чайная ложка (гуашь), жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл.
5. Образец игрушки «Весёлые вертушки».
6. Презентация «Мы с мамой дома», аудиозапись «Дыхание вулкана» («Звуки природы»), фоновая музыка для эксперимента, детская песня «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки», дидактическая игра «Сосчитай, сколько и назови цифру».
Раздаточный:
- Заламинированные картинки вертушек.
- Деревянные палочки – шпажки для вертушек.
- Детские ножницы в стаканчиках.
- Тарелочки для мусора.
- Разрезные картинки.
- Перчатки, фартуки, шапочки, очки для проведения эксперимента – для 4 детей.
- Салфетки.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Предварительная работа с детьми:
- Дидактические игры.
- Индивидуальные занятия.
- Просмотр презентации про вулканы.
- Чтение детских энциклопедий.
- Изготовление макетов вулкана.
Предварительная работа воспитателя: Подготовить демонстративный и раздаточный материал, презентацию «Мы с мамой дома», аудиозапись с музыкой, договориться с мамами об участии в мастер - классе.
Структура мастер - класса:
- Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
- Дидактическая игра «Назови слова со звуком А, К, П».
- Дидактическая игра «Собери картинку и прочитай слово».
- Дидактическая игра «Сосчитай, сколько и назови цифру».
- Экспериментирование «Извержение вулкана».
- Физминутка «Дружно маме помогаем».
- Изготовление игрушки «Весёлые вертушки» своими руками».
- Просмотр презентации «Мы с мамой дома».
- Итог. Анализ мастер - класса.
Методические приемы:
- Наглядный (показ готовой игрушки и поэтапного её выполнения, презентации о маме, рассматривание макета вулкана, проведения опыта).
- Игровой (игровая ситуация, дидактическая игра с разрезными картинками, с вертушками дидактическая игра на интерактивной доске «Сосчитай, сколько и назови цифру»).
- Словесный (рассказ ребёнка о своей маме и играх с ней, беседа о празднике – дне Матери, объяснение: выполнения опыта, изготовления игрушки, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, дидактическая игра «Назови слова со звуком А, К, П», анализ мастер – класса, аудиозапись извержения вулкана, физ.минутка).
- Практический (совместное выполнение физ. минутки с детьми, самостоятельная деятельность детей за столами – изготовление игрушки своими руками).
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас детей:
вулкан, кратер, лава, щёлочь, кислота, ребус.
Индивидуальная работа: воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать взрослых
Ход мастер - класса:
Организационный момент:(Родители и дети встают в круг).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой праздник скоро будет, в конце ноября? Правильно, День Матери! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли мамы. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о маме, об играх, в которые можно поиграть с мамой дома. А вы играете с мамой дома? (Ответы детей). Садитесь на свои места за столы.
Воспитатель: Сейчас ___ со своей мамой расскажут о себе, в какие игры они любят играть дома.(Рассказ ребенка о своей маме).
Воспитатель: ____с мамой приготовили для нас очень интересные игры. Задания очень трудные, но вы же справитесь с ними!
Мама ____: Дидактическая игра «Назови слова со звуком А, К, П». (Мама ___говорит, на какой звук дети должны назвать слово, дети придумывают).
Дидактическая игра «Собери картинку и прочитай слово».Посмотрите внимательно на разрезные картинки, соберите их и прочитайте слово под картинкой, если умеете читать.(Дети собирают разрезные картинки в парах за столами и читают, какое слово написано под картинкой).
Дидактическая игра «Сосчитай, сколько и назови цифру». (Елена Владимировна показывает картинку на интерактивной доске, дети считают количество предметов (бабочек, мячиков, котят) на картинке, ребёнок у доски называет число и показывает указкой цифру, на экране появляется следующее задание).
Воспитатель: Спасибо большое ____ и его(её) маме за интересные задания! А мы с удовольствием будем экспериментировать! Ребята, вы любите фокусы? (Да).
Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана».
Воспитатель: Мы посмотрели презентацию про вулканы. А также сделали макет «спящего» вулкана. (Воспитатель выставляет на стол макеты «спящего» вулкана.)
Воспитатель: Похоже? Вулкан конусообразной формы. Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана. Наши вулканы спят, мы их сейчас разбудим.
Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы напомнить вам правила поведения при проведении опыта. Во время опыта нужно работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции:
- Ничего не брать в рот, осторожно насыпать порошок, осторожно наливать воду, лаву не трогать, использовать перчатки и салфетку.
- Внимательно слушать.
- Ничего не трогать, пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно что – нибудь пролить, рассыпать или сломать оборудование.
Приступаем к эксперименту.
Воспитатель: А покажет нам этот опыт _____ со своей мамой. _____, представь нам свою маму, расскажи, в какие игры вы с мамой любите играть дома? (Рассказ _____ о своей маме).
А _____, _____ и ______ со своими мамами им помогут. Вставайте к столам. (Дети с мамами подходят к столам с макетами вулканов и материалом для опыта). Одевайте на себя фартуки, шапочки, перчатки и очки. (Мамы помогают своим детям одеть ребёнка. Звучит фоновая музыка для эксперимента).
Ход эксперимента:
Мама _____: Наши вулканы «спящие» или потухшие. Мы их сейчас разбудим! Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.
Чтобы разбудить вулкан, надо:
В «кратер вулкана» насыпаем:
2 столовые ложки «волшебного» белого порошка - соды; добавляем 1 ложку красной краски (гуаши); затем - 1 ложку жидкого мыла. В стакане смешиваем лимонную кислоту с водой. Осторожно вливаем кислую воду в «кратер». Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили! (Мамы помогают детям насыпать порошок и наливать воду. Звучит музыка извергающегося вулкана – «Звуки природы»).
После проведения опыта подводим итог:
Вывод: Вулкан просыпается. Это взаимодействуют вещества лимонная кислота и сода - щелочь. Окружающие нас вещества, ведут себя по - разному в разных состояниях. Когда вы пойдёте в школу, то узнаете много нового о веществах, их реакции и научитесь проводить много разных опытов.
А дома с мамой вы тоже можете попробовать провести такие же опыты, это очень интересно!
Воспитатель: Вы устали сидеть, поэтому мы сейчас немного отдохнём! Выходите из – за столов.
Физминутка «Дружно маме помогаем» (Дети повторяют описываемые движения).
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем и полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель предлагает родителям и детям присесть.
Воспитатель: Я думаю, что у всех у нас замечательное настроение! Сейчас к нам выйдет Серёжа со своей мамой.Серёжа, расскажи о своей маме, и чем вы с ней занимаетесь дома? (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: У Серёжи мама – рукодельница, она умеет делать разные игрушки своими руками. Сегодня она научит вас делать новую игрушку. Она придумала её сама. Слушайте внимательно и соблюдайте правила её выполнения.
Мама Серёжи: Мы с вами,ребята, будем делать игрушку «Весёлая вертушка». А вы знаете, что такое вертушка? (Ответы детей). Да, вертушка – это такая игрушка, которая крутится вокруг своей оси. Ещё её называют – волчок. Посмотрите, это готовая игрушка. (Показывает игрушку, и как она крутится). Чтобы её сделать, нам необходимо вырезать заламинированные картинки по контуру ножницами. Потом специальной палочкой просверлить отверстие посередине игрушки. Протянуть палочку в картинку. Игрушка готова. Посмотрите, как она крутится! (Показ изготовления игрушки).
Воспитатель: У вас на столах лежит материал для игрушки. Возьмите перед собой. Начинаем делать игрушку. (Самостоятельная работа детей за столами. Звучит песня «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки, (мальчишки»). Посмотрите, какие у вас получились интересные игрушки! (Дети играют волчками). Вы можете их взять домой и научить их делать маму, а также играть с сестрами или братьями!
Итог. Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в какие разные игры вы можете играть дома с мамой! Проводить опыты, собирать разрезные картинки, придумывать слова с задуманным звуком, сделать игрушку. Мамам я желаю приятных игровых минут с малышами! А мы приготовили для вас сюрприз, смотрите на экран! (Показ презентации «Мы с мамой дома»).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8
г. Вязьма Смоленская область
Сценарий спортивного, семейного праздника,
Посвященного Дню Защитника Отечества
для детей старшей группы (5 -6 лет)
на тему«Богатырские состязания»
Подготовила:
воспитатели
старшей группы № 4 « Совушка»
Леонтьева Г. В.
Никанорова Е. В.
г. Вязьма
2023г.
Программные задачи:
Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей.
- Учить играть в подвижные игры и игры - состязания, соблюдая все правила игры.
- Учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
- Активизировать родителей детей данной группы на совместное проведение спортивного мероприятия.
Предварительная работа:
Выучить все игры - состязания, знать правила игры и соблюдать их. Родителям принести спортивную форму. Выучить с детьми песню, стихи, танцевальную композицию с флажками.
Оборудование:
«Тоннель» из мягких модулей (2 шт.), маленькие резиновые мячи по количеству участников, канат, флажки по количеству детей, музыкальное сопровождение.
Материал:
Картошка, тазы, ножи (по 3 шт.), туалетная бумага (заменяющая бинты), одна большая картошка для игры, халаты для санитарок, бинты.
Под музыкальную композицию «Мой папа хороший» дети за руку заводят в зал своих пап и усаживают их на почетные места (стулья).Дети встают напротив своих пап.
Мальчики:Мы сегодня на зарядку
Вышли дружно, по порядку.
И с особым наслажденьем
Выполняли упражненья!
Ведь сегодня день особый
Для мальчишек и мужчин –
День защитника Отечества
Знает каждый гражданин!
Чтоб здоровье крепкое
Было у ребят.
Ведь мальчишка – это
Будущий солдат!
Чтобы быть выносливым
В ученье и в бою,
Защищать любимую
Родину свою!
1 Ведущая: Посмотрите, какая дружина собралась сегодня в нашем зале.
2 Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси матушке богатыри русские! Сойдутся сейчас в поединке честном, покажут удаль молодецкую, смелость да смекалку.
1 Ведущая: А ну будущие солдаты, да солдатки выходите, праздник дружно вы начните.
1. «Торжественный марш, с флажками», под муз. композицию «Защитники Отечества»
1 Ведущая: Да в дружине нашей народ удалой,
Сильный и смелый, хотя молодой.
А мы состязания будем судить.
Ну, молодцы! Не подводить!
2 Ведущая: Правила быстро вы уясняйте,
И без ошибок их выполняйте!
А если случится их нарушать,
Очки за ошибки мы будем снимать!
1 Ведущая: А судить наши состязания мы пригласили мудрейших – наших мам. А помогать им будет Елена Премудрая. Жюри прошу занять свои места.
(Каждой маме выдается по флажку. За каждое состязание мамы поднимают флажок; если были нарушения - не поднимают. Елена Премудрая подсчитывает поднятые флажки: за каждый поднятый флажок – одно очко).
2 Ведущая: Состязания, ребятки,
Мы начнем сейчас с зарядки!
Если кто – то от зарядки
Убегает без оглядки, -
Он не станет нипочем
Настоящим силачом!
2. «Парная гимнастика» (папы с детьми).
2 Ведущий: Ну что же, разминка успешно прошла!
Команды готовы сражаться!
В бою побеждает, наверняка,
Тот, кто умеет за друга держаться!
Игроки делятся на команды, придумывают название команд.
1 Ведущая: И в пехоте, и на флоте,
На военном корабле.
Руки крепкие в почёте,
И большим, и детворе.
3. «Перетягивание каната».
2 Ведущая: Ну, что молодцы, силу вы свою показали, можно приступать и к состязаниям.
Проводятся состязания:
- Переправа (папы переносят по очереди свою команду).
- Бесшумные разведчики (проползти бесшумно через туннель).
- Лихие кавалеристы (прыжки в мешках).
1 Ведущая: Много сил потратили, добры молодцы, можно и передохнуть немного. А мы посмотрим, как мамы поддержат свои команды.
Музыкальный конкурс для мам«Угадай мелодию».
Задание – узнать песню военных лет, песни о войне.
2 Ведущая: А сейчас мы проведем наглядный урок:
Проверим, кто из вас самый меткий стрелок!
4. Состязание «Меткий стрелок» (кто больше попадет в кубы и сдвинет их с места).
1 Ведущий: Настало время отдохнуть песню о бравых солдатах послушать.
5. Песня «Бравые солдаты».
2 Ведущий: А ну, папы, выходите, свою удаль покажите!
6.Состязания для пап:
- «Кто сделает больше приседаний с ребенком на плечах».
- «Прыжки на скакалках».
- «Тяни – толкай» (нужно спинами вытолкнуть за линию соперника).
- Бомба (присесть)
1 Ведущая: Вот так папы, молодцы, удивили от души. Нужно папам нам помочь, раненых перевязать.
7. Состязание «Кто быстрее перебинтует раненого».
2 Ведущая: Но наши папы не только умеют сражаться, они еще и картошку солдатскую быстро чистят, хотите посмотреть как?
8. Состязание « Кто быстрее почистит картошку».
1 Ведущая: Ну что же, окончены соревнования, пора проводит итог. А пока жюри совещаются, мы поиграем с горячей картошкой.
9. Игра «Горячая картошка».
(Все встают в круг и передают по музыку быстро картошку, как только музыка закончилась, у кого в руках картошка показывают силовой номер).
Жюри объявляют результаты состязаний.
1 Ведущая: Какой прекрасный праздник получился у нас. Мы увидели, какие богатыри у нас в стране есть и еще подрастают! Спасибо папам, которые показали хороший пример нашим ребятам. Но, как, же без наград? Лучшая награда поделки, что дети сделали вам собственными руками, для наших пап и девочки для наших мальчиков, будущих Солдатов, Защитников нашего Отчества.
Под музыку дети вручают поделки.
Все уходят из зала.
Пальчиковые игры на тему «Семья»
Цель: развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.
Дружная семейка
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться?
(разогнуть мизинец)
За работу
(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими)
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Наши мамы
Много мам на белом свете,
(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети! Журналист и инженер,
(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки и поднимают ладошками вверх)
Малыш
Этот пальчик — дедушка,
(согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их, начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Семья
Кто приехал?
(пальцы обеих рук сложены вместе)
Мы, мы, мы!
(быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мама, мама, это ты?
(хлопают кончики указательных)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопают кончики средних)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты?
(хлопают кончики безымянных)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты?
(хлопают кончики мизинцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопаем в ладоши)
Очки
(большой палец вместе с остальными образуют кольцо)
Бабушка очки надела
(подносим кольцо к глазам)
И внучочка разглядела
(движение рук, имитирующих объятие)
Мамин праздник
(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
Мамочка, мамочка,
Любимая моя,
Ведь ты знаешь, мамочка,
Как я люблю тебя.
(правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить).
Имя
(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать —
Надо вслух назвать. (хлопаем в ладоши, называем имя).
Кто живёт в моей квартире?
(хлопаем в ладоши)
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре,
пять —
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я —
Вот и вся моя семья.
(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
Моя семья
(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
(хлопаем в ладоши)
Моя семья
(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья!
Кто приехал?
Пальцы обеих рук сложены вместе.
Кто приехал?
(быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(кончики больших пальцев прижаты, остальных одновременнохлопают).
Мама, мама, это ты?
(хлопают кончики больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопают кончики больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
(хлопают кончики больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики безымянных)
Ах, сестричка, это ты?
(хлопают кончики больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопать в ладоши).
Семья
А у нас семья живет:
(хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот,
(загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки,
(загибать указательные пальцы)
Два Антона сидят дома,
(загибать средние пальцы)
Два учиться захотели,
(загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели.
(загибать мизинцы).
Моя семья
Как я рад, что у меня
(поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.
Моя семья
(пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!
Помогаю маме
Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(выполнять имитирующие движения по тексту)
Мамины помощники
(движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!
Физминутки на тему «Семья»
«Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
«Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Моя семья
1, 2, 3, 4 —
кто у нас живет в квартире?
(дети топают на месте)
9, 8, 7, 6, 5 —
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
В семье
Вот домой пришел мой папа.
(Дети шагают на месте)
В шкаф убрала мама шляпу.
(встают на цыпочки, тянутся вверх)
Под кровать залез наш пес.
(приседают, руками обхватывают колени)
Я домой арбуз принес.
(широко расставляют руки).
Речевые игры на тему «Семья»
«Моя семья»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Материал: семейные фотографии детей.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Ты любишь своих близких?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
«Кто что делает»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.
Ход игры:
Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.
«Моя семья самая…»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.
«Подарки»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.
Материал: предметные картинки
Ход игры:
Педагог говорит детям, что скоро праздник и надо выбрать всем членам семьи подарки. Ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку», «Я подарю папе мяч».
«Помоги бабушке навести порядок»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.
Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.
Ход игры:
Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..
Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».
«Скажи, о ком говорю»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.
Материал: -
Ход игры:
Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.
«Любимая, заботливая, нежная - мама»
«Добрая, милая, ласковая - бабушка»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»
«Веселая, умная, красивая - сестра»
«Добрый, серьезный, умный - дедушка»
«Рисуем портрет»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.
«Семья играет в цепочку слов»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска
Ход игры:
Дети сидят за столом, на столе перед детьми разложены картинки. Педагог берет первую картинку, прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом, должен определить последний звук в слове и назвать слово, начинающееся с последнего звука, выбрать соответствующую картинку.
Инструкция: в начале игры необходимо объяснить правила: нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее
«Скажи по - другому»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
«Поймай звук»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.
Материал –
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.
«У нас в группе новичок»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема, кукла - мальчик
Ход игры: педагог говорит детям, что в группу пришел новенький мальчик, который никого не знает. Предлагает детям рассказать мальчику про себя.
Инструкция: педагог дает образец рассказа.
«Назови ласково»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Материал: картинки с изображением членов семьи.
Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.
«Семейное путешествие»
Цель - развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки, изображение чемодана.
Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.
«Я начну, а ты закончи»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей
Материал: сюжетные картинки
Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.
Мама положила зонт на …..
Дедушка купил газету в ….
Бабушка вяжет носки из …..
Сестра шьет платье для …
Тетя приехала из …
«Один - много»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные во множественном числе .
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
«Кто больше»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: карточки с изображением смайликов
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.
«Назови слова - родственники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: -
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники - родители
«Я покажу, а вы отгадайте»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.
Материал: -
Ход игры:
Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям говорит: «Я покажу, что делает ……(называет какого – либо члена семьи)». Ведущий показывает какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».
Инструкция: педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
«Придумай загадку»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: -
Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про одного из членов своей семьи.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.
«Кто возле кого»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обогатить речь детей пространственными предлогами.
Материал: сюжетная картинка по теме «семья»
Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»
Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.
«Вместе»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: -
Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»
«Расскажи про семью»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обобщить знания детей по теме «семья», учить детей составлять сюжетный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: - опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.
Поговорить с ребенком о семье. Назвать всех членов твоей семьи, объяснить, кто из членов семьи кому приходится. Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя каждого члена семьи, домашний адрес и профессию родителей.
Игра «Чей, чья, чье, чьи? (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) – мамин, папин, …
Шапка (чья?) – тетина, дядина …
Пальто (чье?) – бабушкино, дедушкино …
Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины …
Игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) – добрая, заботливая …
бабушка (какая?) — …
дедушка (какой?) — …
папа (какой?) — …
Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен сущ.)
У кого глаза добрые? ( у бабушки)
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? и т.п.
«Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа …(моложе).
Мама моложе, а бабушка (старше).
Папа выше, а мама …(ниже).
Папа большой, а сын ... (маленький).
Родственные отношения.
Мама папе – жена. Папа маме –
Бабушка дедушке — Дедушка бабушке –
Ты для мамы и папы — Ты для бабушки и дедушки –
Ты для своих дяди и тёти –
Назови ласково.
Сын – сынок
брат — братик
бабушка – бабулечка
дедушка —
Дочь —
сестра —
Мама —
папа –
Пословицы и поговорки на тему «Семья»
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Семья в куче - не страшна и туча.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- В семье дружат – живут- не тужат.
- Семья без детей - что цветок без запаха.
- Согласие да лад в семье клад.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье и каша гуще.
- Когда нет семьи, так и дома нет.
- Семейное согласие всего дороже.
- Согласную семью горе не берет.
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В родной семье и каша гуще.
- Семьей и горох молотят.
- Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.
- Вся семья вместе, так и душа на месте, В своей семье - всяк сам большой.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Намеки да попреки - семейные пороки.
- Семья человеку первую путевку в жизнь дает.
- В своей семье - какой расчет?
Стихотворения на тему «Семья»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М. Шварц)
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже?
На этой сказочной земле.(Тараданова Дарья)
Семья
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки...
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе...
И о контрольной
Сегодняшней я...
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ! (В. Дробиз)
Бабушка
С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем,
С ней играем куклы,
В классики играем.
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка –
Лучшая подружка. (С.Погореловский)
Мама
Так уютно в доме нашем,
Потому что есть ты, мама.
Вкусный суп у нас и каша
Ведь варила ты, их мама.
Буду у тебя учиться
я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться,
Подыматься утром рано. (Г.Гумер.)
«Воскресенье»
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьёю
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов. (Олег Бундур)
«Любили тебя без особых причин»
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (Валентин Берестов)
«Дома»
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня. (Агния Барто)
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой —
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог —
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье —
Подарок самый-самый! (Натали Самоний)
«У кого-то есть сестра»
У кого-то есть сестра,
У кого-то есть братишка:
У тетрадки – брат блокнот,
А сестра журнала – книжка.
Есть у чашки брат-стакан,
У руки – сестрица ножка.
А половник – ложкин брат,
Их сестрица – поварёшка.
Хорошо, коль есть сестра,
Хорошо, коль есть братишка.
Веселей живёт семья,
Если в ней растут детишки! …
Но семья живёт дружней,
Коль послушны дети в ней. ! (Натали Самоний)
«Мне бабушка сказала»
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»
Бабуля – всех умнее,
Она ведь мама тоже.
Мне бабушка сказала:
«Семья – всего дороже!»,
Что злиться, обижаться
И ссориться – негоже.
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»,
Что коль семья дружна,
То жизнь – стократ пригожей:
Что жизнь в сто раз прекраснее!!!
С бабулей я согласная:
Семья всего дороже! (Натали Самоний)
Загадки на тему «Семья»
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна …(семья)
Она лучше всех на свете
Без неё прожить нельзя
Есть она у Маши, Паши
И конечно у меня. (семья)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …(семья)
Математическая загадка про семью
Мы — большущая семья,
Самый младший — это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем —
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная … (бабушка)
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная … (бабушка)
Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар? (бабушка)
Испечёт для нас пирог,
Сварит к завтраку творог,
И журнал свой прочитает,
Как всегда всё успевает.
Мы о ком сейчас спросили,
Добрых слов наговорили? (о бабушке)
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?(бабушке)
Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – …(бабуля)
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт. (бабушка)
Приезжаю к нему на лето,
Жизнь его еще не спета!
Вместе ходим на рыбалку,
Зимой катаемся на санках!
У него седая голова,
До колена борода
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — … (дед)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый… (дед)
Люблю я его больше конфет,
Ценю я его больше монет,
Я его предок, но не сын,
У кого-то его два, у меня один. (дедушка)
На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка —
Наш любимый … (дедушка)
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. (дедушка)
Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример —
Наш родной любимый … (дед)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш … (дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший… (брат)
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители — одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой …(брат)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестрёнка)
Совсем недавно в магазине
Родители мои купили
Мне не машинку и не книжку,
Вовсе не плюшевого мишку,
Не мяч, не водный пистолет,
Нет, не игрушку, не конфет.
Купили классную девчонку –
Мне настоящую … (сестренку)
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? (сестра)
Что тебе сказать, не знаю.
Если нет тебя — скучаю,
Улыбаюсь — рядом ты.
Ты и я — мы две …(сестры)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне…(дядя)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал?(тётя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"
Краткосрочный проект для детей 5-6 лет...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"
Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольником и его семьей имеет большое значение для развития личности ребенка. Реализация проекта помогает детям з...
Проект для детей старшего дошкольного возраста в детском саду на тему: «Расти патриотом»
Проблема патриотического воспитания сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Ведь крепкая и могучая страна ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Проект для детей старшего дошкольного возраста«Моя семья&r...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
Описание работы: предлагаю вам проект для старшей группы «Моя семья». Данный проект будет полезен воспитателям детям и родителям.Цель: Формировать умения определять наименования ...
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Моя семьЯ»
Цели проекта:Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вме...
Социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию Тема: "Люблю тебя мой край родной".
Цель проекта направлена на расширение и обобщение знаний детей об истории своего края, его традиций , которыми богат край , народными промыслами искусством. Уточнять и рас...