Консультации для родителей воспитанников и педагогов ДОО
консультация
"Безопасность во время занятий физической культурой"
"Двигательная активность"
"Значение мяча в жизни ребенка"
"Как выбрать вид спорта для ребёнка"
"Лето - пора закаляться"
"Лишние килограммы у детей"
"Одежда для занятий физической культурой"
"Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"
"Физическая готовность детей к школе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Безопасность во время занятий физической культурой
Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких как:
- определение содержания и объема знаний;
- подбор пособий и оборудования;
- организация физкультурной площадки и физкультурного зала;
- продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.
2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста).
5. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ РУКОВОДСТВАФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
4. ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Заведующий несет ответственность за организацию всей работы, обеспечивает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников детского сада в решении задач физического воспитания. Заведующий обязан обеспечить оборудование физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков: приобретать физкультурный инвентарь, атрибуты; следить за санитарно-гигиеническими условиями в помещении и на участке, заботиться о подборе литературы и материалов для методического кабинета.
В целях оказания помощи воспитателям и контроля за их работой заведующий ведет наблюдения на физкультурных занятиях, во время проведения подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию. Заведующий просматривает также методическую документацию и оказывает помощь в составлении плана, в оформлении журнала учета физической подготовленности и в анализе данных обследования уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Для повышения квалификации педагогического коллектива заведующий организует консультации, открытые занятия, ставит на обсуждение педагогического совета различные вопросы по физическому воспитанию. Кроме того, направляет воспитателей для участия в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.
2. Старший воспитатель, помимо мероприятий по повышению квалификации воспитателей, контроля за их работой, уделяет большое внимание оснащению методического кабинета необходимой литературой и документацией: планы-конспекты всех форм работы по физическому воспитанию, журналы учета физической подготовленности, материалы для родителей, ширмы с данными физического развития детей. Большое внимание уделяет изучению положительного опыта работы и его распространению: организует проведение открытых занятий, их обсуждение, помогает воспитателям групп обобщить свой опыт, оформить доклады и выступления на Педагогических чтениях. Старший воспитатель систематически следит за новинками литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.
3. Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физической культуре. Должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен изучить содержание и требования «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», уметь грамотно проводить все формы работы с детьми: физкультурные занятия, подвижные игры; а также правильно оформляет документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений инструктору нужно уметь:
а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;
б) предупреждать и исправлять ошибки;
в) оказывать помощь, детям и обеспечивать страховку;
г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.
Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей, уметь вести учет уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Инструктор должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических совещаниях, готовить материалы для методического кабинета. Не менее важно проводить систематическую работу с родителями. Инструктор подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания, открытые дни, занятия для родителей.
5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.
2. Медицинский контроль включает:
а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;
б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;
в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;
г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.
Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, воспитателя (инструктора).
3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.
ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.
ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.
В детских дошкольных учреждениях находятся практически дети, не имеющие абсолютных противопоказаний для занятий физической культурой. Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия.
При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах.
При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
6. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
1. Использование физкультурного оборудования, инвентаря, пособий и атрибутов повышает эффективность физического воспитания. Руководители дошкольных учреждений должны обеспечить правильный подбор и размещение его в физкультурном зале, на физкультурной площадке с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. В соответствии с программными задачами воспитания в детском саду подбирается оборудование, содействующее развитию всех основных движений. Физкультурное оборудование позволяет расширять круг упражнений, формировать своеобразные двигательные навыки. В набор для общеразвивающих упражнений входят предметы, используемые в разных по структуре движениях (ленты, вертушки, палочки, султанчики), что помогает усиливать их влияние на организм. Специально подобранный инвентарь дает возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Упражнения с использованием физкультурного инвентаря позволяют развивать физические качества. Физкультурные пособия дают возможность конкретизировать задания, предлагать их детям в наглядной, понятной форме. Они также способствуют дифференцировке мышечных ощущений, различению величины мышечных усилий. Хорошо подобранный физкультурный инвентарь позволяет достигать постепенного увеличения физической нагрузки. В физкультурном зале размещают крупное оборудование, включающее гимнастическую стенку, приставные лестницы, скаты, доски, трапы, и т.д. Физкультурная площадка включает поле для проведения ОРУ и подвижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, зону снарядов и площадки для игр. Здесь же размещается щит-стенд для упражнений с отбиванием мяча. Зимой устраивают полосы препятствий из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов и снежных построек.
2. Для игры в волейбол, бадминтон, малый теннис делается совмещенная площадка. Площадку для городков ограждают решетчатым барьером спереди и с боков. Физкультурное оборудование должно быть прочным, устойчивым, особенно крупные сооружения, простым по форме, соответствовать росту, возможностям детей. В целях предупреждения травматизма проводится проверка прочности установки снарядов, соединения частей. Деревянные предметы должны быть хорошо отполированы, металлические - с закругленными углами. Устанавливаются снаряды на безопасном расстоянии друг от друга. При оборудовании мест занятий важно учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона, деревянные элементы покрываются бесцветным лаком, мелкий инвентарь должен быть многокрасочным.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ
1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;
- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;
- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
2. НАРУШЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением южных упражнений, игр, эстафет.
3. НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ
- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
- отсутствие вентиляции;
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).
- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ
- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;
- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. НЕДООЦЕНКА ЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВКИ И ПОМОЩИ
- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. НАРУШЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ,
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТ ЗАНЯТИЙ,
ИНВЕНТАРЯ, ОБОРУДОВАНИЯ
- малые размеры зала или площадки для занятий;
- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;
- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;
- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
- отсутствие телефона в доступном месте;
- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПАДЕНИЯ
На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводит к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.
Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не: такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, - гимнастических матах, борцовском ковре и т.п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игровой форме.
При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым, приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.
Падение вперед на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно - верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избежать повреждения коленных суставов.
Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько кувырков вперед через плечо. Однако, этот прием технически сложен и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.
При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением набок или вперед на руки.
При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.
Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение набок.
Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.
Памятка «Упражнения, запрещенные и ограниченные к
применению в ДОУ»
Упражнения | Причины ограничения | Рекомендованная замена |
Круговые вращения головой | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков. | Наклоны вперед, в стороны, повороты |
Наклоны головы назад | Замена отсутствует | |
Стойка на голове | ||
Чрезмерное вытягивание шеи | Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-вниз | |
Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки согнуты под головой | Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника | Изменить положение рук |
Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине | Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза | Поднимать и опускать ноги попеременно |
Кувырок вперед | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи | Замена отсутствует |
Сидение на пятках | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава | Сидение по-турецки |
Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх | Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса | Изменить положение рук: в стороны или на поясе |
Висы более 5 секунд | Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата | Замена отсутствует |
Прыжки босиком по жесткому покрытию | Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны | Прыжки только на гимнастических матах |
Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы | Несформированность костей плюсны | Бег в спортивной обуви |
Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками | Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча | Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг.) |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Двигательная активность»
«Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». (А. В. Луначарский)
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных действий у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей. Недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Ученые установили, что ребенок 5 – 7 лет должен делать 13 – 17 тыс. шагов, находиться в движении 2,5 – 3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, и прыжки. И другие виды движений.
Дети – самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса, - это семья. Семья определяет то, какими будут дети, вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.
Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.
В развитии двигательной активности у детей раннего возраста в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями - от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта). Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье :
1) утренняя гигиеническая гимнастика;
2) утренняя специализированная гимнастика
3) физкультминутки;
4) занятия по общей физической подготовке;
5) прогулки (подвижные игры на улице);
6) закаливающие процедуры;
7) подвижные и спортивные игры.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретите их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, плавание. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки. Если они ребенку дошкольного возраста не по силам. Будут вредны.
В детском саду занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенные увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда Вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы час дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20 – 30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!
Инструктор по ФК Волкова А.И.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Значение мяча в жизни ребенка.
Выполнил: инструктор ФК Волкова А.И.
Мячик один из тех предметов который появляется у ребенка еще до года и сопровождает его все детство. Сегодня чаще вместо мяча в руках у маленького ребенка оказывается гаджет. И это очень печально. Ведь основное продуктивное развитие ребенка происходит через движение, а не через получение пассивного удовольствия.
Мяч один из тех важных игрушек, которые активно развивают ребенка его тело и мозг. Чем меньше мячик, тем сложнее работа с ним и выше результат.
В игре или целенаправленной работе с мячом тренируются многие функции нашего организма, помогающие быть успешным в разных сферах жизни.
-Тренировка управлением своим телом (особенно кистями рук) и рациональное и распределение нагрузки при движении. Ребенок учится оптимальному управлению телом, оптимальному тонусу тела. Если это хорошо развито, то тогда в любой, в том числе учебной деятельности у ребенка энергии на поддержание позы тела и на координацию будет уходить не большое количество и будет больше энергии на учебную деятельность. Напряженные или расслабленные мышцы кисти не позволят ребенку быстро и продуктивно осваивать письмо.
-Тренируем работу глаз. Катая, кидая, ловя мяч мы обязательно должны на него смотреть, иначе не поймаем или не попадем в цель. В эти моменты тренируются прослеживающие движения глаз, которые очень важны при чтении и письме.
-Отлично тренируется зрительно-моторная координация. Глаза научаются следить за движениями рук и активно помогают контролировать их. Глаза видят, а руки это делают и не живут своей отдельной жизнью.
-Учимся концентрироваться и быстрее переключаться с одного движения на другое. Это тоже необходимо в любой деятельности и особенно в учебе.
Игры и занятия с мячом очень полезны и эффективны для всех детей. В любом возрасте будут полезны различные мячики, это большие - фитболы, средние - футбольные, баскетбольные, маленькие-теннисные и любые другие.
Перекатывайте, перебрасывайте, перекладывайте мячи друг другу. Учите ребенка подбрасывать и отбивать мяч разными способами. Добавляйте к занятию с мячом речевые или интеллектуальные задания (проговаривание слогов, чтение стихов, прямой и обратный счет, называйте любые обобщающие понятия и т.д.) Учитесь жонглировать.
Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта для ребёнка?»
Все родители хотят чтобы их ребёнок вырос здоровым , активным и дисциплинированным. А для этого , родители считают , что ребёнок должен заниматься спортом. Задумываясь о том, в какой вид спорта отдать ребёнка, немногие родители отдают себе отчет в том, что этот выбор должен учитывать не только возраст малыша, но и его индивидуальные особенности. Часто отдав ребенка в спортивную секцию, родители потом жалеют о сделанном выборе, ведь чадо просто отказывается заниматься и не хочет посещать спортивный кружок.
Чтобы этого не случилось, выбирать вид спорта для ребенка нужно в соответствии с темпераментом ребёнка:
• Сангвиники. Эти дети любят быть лидерами. Им необходимы похвала и победы. Таким детям лучше всего подходят активные виды спорта. Прекрасным выбором могут стать любые скоростно-силовые дисциплины
• Холерики. Эти дети эмоциональны и также готовы работать в команде. Им будут комфортны циклические виды спорта или единоборства;
• Флегматики. Дети с таким характером прекрасно справляются с многократными повторениями одного действия. Это значит, что лучшим выбором для них станут циклические или сложно-координационные дисциплины;
• Меланхолики. Для них неприемлемы строгость тренера и спартанские условия. При правильном подходе такие дети могут показать успехи в фехтовании или стрельба из лука. Также отличным выбором для них могут стать интеллектуальные занятия.
С самого рождения , родители стремятся развивать своего ребёнка. Причём некоторые мамы и папы отдают предпочтение развитию духовному и интеллектуальному , отодвигая физические занятия на второй план.
Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. Ребенок обязательно выскажет свои пожелания, и уже вместе вы определитесь – куда идти. Если есть возможность, можно выбрать два разных занятия: то, которому отдал предпочтение ребенок, и то, которое проводится близко к дому. Попробовав и там, и там, ребенок окончательно определится – либо останется в одном месте, либо будет заниматься обоими видами спорта.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ним физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.
Инструктор по физической культуре
Волкова А.И.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Лето – пора закаляться»
Выполнила: инструктор по ФК Волкова А.И.
Зачем нужно закаливать детей?
Тренировка терморегуляторных способностей детского организма — это отличный способ укрепить здоровье, улучшить сон и аппетит. Закаленный ребенок обычно легко переносит перепады температур, холод, случайные сквозняки, сильный ветер, жару, сохраняя при этом бодрый настрой и хорошее самочувствие. Правильное закаливание помогает поддерживать температурный баланс тела (важная часть гомеостаза — саморегуляции организма), предупреждать развитие инфекционных и воспалительных заболеваний, улучшает показатели развития и уровень физической подготовки.
Польза закаливания
Чтобы человек как можно дольше оставался здоровым, системы, гармонизирующие состояние организма, должны поддерживать постоянную температуру независимо от изменений в окружающей среде. И правильные закаливающие процедуры способствуют укреплению защитных сил организма.
Систематическая тренировка этих процессов, которой и является закаливание, может помочь гармонизировать работу всего организма. За счёт этого:
-улучшается работа нервной и эндокринной систем;
-активизируются обменные процессы: кровообращение, дыхание, изменяется состав крови;
-повышается общая выносливость организма;
-сон может стать более спокойным;
-повышаются устойчивость к метеорологическим факторам и сопротивляемость различным заболеваниям.
Методы закаливания детей
Закаливание — это комплексный процесс. И первый шаг, который нужно предпринять перед тем, как перейти к процедурам, — наладить режим дня. Только после того, как малыш начнёт жить по режиму, гулять, ложиться спать и правильно питаться, можно начинать программу закаливания. Перед началом закаливающих процедур необходимо проконсультироваться со специалистом.
Простые, но довольно эффективные методы повышения резервных сил организма, могут включать :
Воздушные ванны
Первой закаливающей процедурой для ребенка могут стать воздушные ванны. Начинать приём надо с небольших интервалов — не более 3–5 минут, в дальнейшем увеличивая время и постепенно снижая температуру. Температура воздуха в комнате для закаливания грудничка должна быть 23 °С, в возрасте от 1 до 3 месяцев — 21 °С, от 3 месяцев до 1 года — 20 °С, старше 1 года — 18 °С[4].
Закаливание на солнце Ультрафиолетовые лучи могут активно влиять состояние здоровье . Крайне осторожно нужно выводить на солнце детей в возрасте до трёх лет. Летом рекомендуется проводить световоздушные ванны при температуре 22 °С и выше, а для детей до трёх лет — до 20 °С и лучше в безветренную погоду с 8 до 12 часов дня. Продолжительность варьируется — от 3–5 минут в начале с ежедневным увеличением до 30–40 минут и более. Оптимальное время для прогулок — с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей на открытом солнце при температуре воздуха 30 °С и выше из-за возможного перегрева[4].
Водные процедуры
Водные процедуры могут проходить как до, так и после солнечных ванн. По окончании ребёнка обязательно нужно вытереть, даже если температура воздуха высокая.
Начинают закаливание этого типа обычно с влажного обтирания. Оно проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1–2 минуты. Начинать нужно с рук — от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спина до лёгкого покраснения. Начальная температура воды в возрасте 3–4 лет — 32°С, 5–6 лет — 30°С, 6–7 лет — 28°С. Каждые 3–4 дня нужно снижать её на 1 градус, доводя до 18–22°С летом и 22–25°С зимой.
Список источников
1. Водные процедуры. Как закалить часто болеющего ребенка. «АиФ. Здоровье» № 27.
2. Закаливание детей раннего возраста. Русский медицинский журнал. Регулярный выпуск №8 от 17.04.1997, стр. 3.
3. Никакой коронавирус не страшен: как закаляли детей во времена СССР и после, 29.02.2020.
4. Морфофункциональные эффекты закаливания детей 5–7 лет. Каталог диссертации ВАК РФ 03.00.13, кандидат биологических наук Анохина И. А.
5. Закаливание детей в домашних условиях. К. м. н. Кондратенко В. А. ОГАУЗ «ИГДП №1».
6. Закаливание детей раннего возраста. Русский медицинский журнал Регулярный выпуск №8 от 17.04.1997, стр. 3
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Лишние килограммы у детей»
Проблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением числа детей с этой патологией, а с другой - недостаточно серьезным отношением взрослых к избыточной массе тела ребенка по отношению к его возрасту и росту. Родители многих тучных детей вовсе не испытывают огорчения по поводу неумеренного аппетита и чрезмерной упитанности своего чада.
А ведь избыточный вес является главным признаком ожирения, а оно ,в свою очередь - серьезным заболеванием ,в основе которого лежит нарушение обмена веществ, сопровождающееся избыточным накоплением жира в организме.
Ожирением болеют все дети любого возраста, но пик заболеваемости приходится на 1-й год жизни ,5-6 лет и подростковый возраст. Ожирение -это превышение массы тела больше ,чем на 10% от возрастной нормы. Основными причинами его являются :
-элементарный фактор: избыточное питание матери в течение последней трети беременности; нерациональное искусственное вскармливание ,ведущее к перекорму ;питание, не сбалансированное по количеству белков ,жиров и углеводов;
- конституциональное - экзогенная; связанная с обменом в жировых клетках в условиях, благоприятствующих отложению жира: неправильное питание, недостаточная двигательная активность и др.;
-эндокринная и неврологическая патология, наследственные синдромы с ожирением.
Однако главная причина избыточного веса у детей - перекармливание ребенка в первый год жизни.
Наличие лишнего веса можно определить несколькими способами:
-при помощи специально разработанных таблиц, в которых зафиксированы нормы массы и роста тела для различного возраста;
-при помощи расчета избытка веса к "нормативной" массе тела.
Различают 4 степени ожирения .1 ст.- когда избыток массы тела составляет 15-20% , 2 ст.- 25-50% , 3 ст. -50-100% ,4 ст.- более 100%.
В клинике заболевания у детей различного возраста имеют место неустойчивость эмоционального тонуса, беспокойство или вялость, адинамия.
Старшие дети жалуются на отдышку, быструю утомляемость, головные боли. Такие дети склонны к частым заболеваниям.
Рекомендуемый комплекс утренней зарядки
После 4-х лет дети хорошо усваивают предлагаемые им и физические упражнения. Если родители вместе с детьми будут заниматься утренней зарядкой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.
Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо сделать от 3-х до 6-ти раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и умыться.
Делая зарядку, держаться прямо спину, голову не опускать, дышать свободно.
Потягивания с обручем. Взять обруч, встать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки с обручем опущены. Медленно поднять обруч над головой и сильно потянуться. Потягиваясь, сделать глубокий вдох. Опуская обруч, сделать выдох.
Достань до пола. Встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Медленно наклониться, не сгибая колени, и достать пальцами до пола. Сгибаясь делать выдох, выпрямляясь - вдох.
Конькобежец. Широко расставить ноги, руки заложить за спину , сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя корпус в сторону согнутой ноги, как это делают конькобежцы. Выпрямляясь, делать вдох, наклоняясь - выдох.
Рыбка. Расстелить коврик. Лечь на грудь, руки вытянуть вдоль туловища, пальцы сжать в кулаки. Прогнуть спину, руки отвести назад с разжатыми пальцами (вдох). Затем расслабить мускулатуру, свободно лечь на коврик, сделать выдох.
Наклоны в стороны. Взять обруч. Встать прямо, ноги - на ширине плеч, согнуть руки, заложив обруч за спину. Сделать наклон вправо, затем - влево. Обруч при этом должен быть плотно прижат к спине.
С уважением, инструктор ФК Волкова А.И.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
Выполнил:
инструктор по физической культуре
Волкова А.И.
Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту
Цель: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: «Давно пора!».
Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.
Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание, бадминтон, коньки, городки, футбол, настольный теннис. Другой разговор, есть ли данное оборудование в детском саду.
Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.
Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь приступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после определенного, указанного врачом промежутка времени.
К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.
Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует их начинать сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.
После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.
Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, аппетит, сон – вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью.
Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.
Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерченные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.
Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения – обычная одежда, затем – спортивная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.
Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь – суконные ботинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной носки, сапожки. На голове – шапка-ушанка или шерстяная шапочка на подкладке. Летняя одежда – тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной погоде – легкие кепки с козырьком. Обувь – легкие кеды, в теплую погоду – босиком. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.
Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: велосипед, мяч, санки и т.д. он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли.
Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, вовремя подстраховать, представляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоятельности.
Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у детей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он сможет расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны.
Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим стимулятором успеха, следует знать меру – ребенок может зазнаться. А вот ребенка, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействия родителей воспитанников и педагогов
Личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, в системе детско-родительских отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее....
Общение воспитателя с родителями воспитанников. Консультирование педагогов.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует ...
Статья: "Инновационные формы взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов".
В статье раскрыты задачи и правила работы воспитателя детского сада с родителями детей, посещающих группу. Описаны интересные педагогические находки в совместной деятельности детей, родителей и педаго...
Консультация для родителей «Треугольник взаимодействия: Педагог, воспитанники, родители»
консультация...
Совместный практико-ориентированный проект для родителей, воспитанников и педагогов «Космические дали»
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос....
Разнообразные консультации для родителей воспитанников и педагогов ДОО
Консультации на летний оздоровительный периодКонсультация для родителей "Безопасность на дороге"Консультация для родителей "Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период...