"Важно знать о детском гневе"
консультация

Чубукина Ольга Александровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важно знать о детском гневе

Злиться это нормально, держать гнев в себе – нет.

Гнев – способ доказать собственную значимость

Появление гнева у ребенка – всего лишь попытка сначала обозначить, а после – удовлетворить собственные потребности.

Гнев – не показатель того, что ребенок плохой, злой и неблагодарный.

Дети не умеют спокойно и обоснованно говорить о том, чего хотят. А о том, чего не хотят – тем более

Маленькому человеку гораздо проще прокричать маме в лице неприятную и страшную фразу в духе «Я тебя ненавижу», нежели пояснить, чем же она вызвала его раздражение и обиду.

Чем сильнее ребенок сдерживает собственный гнев, тем меньше он заботится о своих желаниях, тем слабее вера в то, что взрослые заботятся о его потребностях.

К сожалению, вместе с этими ощущениями к детям постепенно приходит понимание своей незначительности, подавляется его «Я».

Травмированное «Я» можно сравнить с увядающим цветком.  

Непрожитый гнев может стать причиной самоистязаний и болезней

Многие дети, не имеющие возможность выразить свой гнев, начинают вредить самим себе – причинять себе то, что хотелось бы сделать своему обидчику.

Дети могут делать себе больно (царапать кожу, ощущать боли в животе) – это реакция на агрессивные фразы «Никогда не смей так говорить».

Дети понимают, что выражать свои эмоции открыто – опасно. Поэтому ищут другие, более безопасные способы. Боль в животе у детей возникает от того, что не сказано, скрыто, оставлено при себе без надежд и пояснений.

Дети, которым не разрешают злиться, могут уйти в себя, стать замкнутыми и холодными или поразительно вежливыми, послушными и удобными, дружащими с правилами.

На первый взгляд, такой ребенок идеален. На деле, до идеальных состояний очень далеко.

Последствия от сдерживания агрессии в детстве остаются до конца жизни

В детстве ребенок часто слышит, что злиться это плохо. Принимает решение не раздражать маму своими вопросами, а вместо – это терпеливо мочит, держит в себе чувства и переживания.

Во взрослой жизни – это отразится на во взаимодействии с другими людьми.

Детская агрессия

Детская агрессия берется не из воздуха. Детский гнев может быть скрытым сопротивлением родительским ссорам или разводу, на пережитую растерянность и боль отказа близкого человека.

Даже малыша можно научить выражать гнев

Для начала ребенок должен просто понять, что он злится. Не обижен, не стыдится, не радуется, а именно злится.

Затем собственную злость надо принять. Это сложно. Особенно в системе координат, где гневаться – все-таки чаще плохо, а не хорошо.

На самом деле злиться - это нормально. Злятся все: и взрослые, и дети.

За принятием собственной злости следует выбор способа выразить негодование. Ребенку можно предложить каждый вечер делиться тем, что вызвало в течение дня негативные эмоции. Здесь главное – не осуждать, а спокойно слушать.

Так же не стоит забывать про физическую активность. Злящемуся ребенку можно посоветовать побегать или по прыгать, попинать мяч, скомкать газету, покричать на подушку.

Ярость можно выражать в игре, в работе с глиной или пластилином, рисунках.

Из книги Вайолета Оклендера



Предварительный просмотр:

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ДЕРЗОСТИ

Дерзость – отталкивающая черта характера, часто встречается у дошкольников старшего возраста с которой надо бороться. Вольное поведение ребенка со взрослым, спор, отговорки – все это маркеры дерзости.

Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в искоренении дерзости и склонности ребенка к пререканиям.

Шаг 1. Сразу же выявляйте дерзость.

Определите, что именно вы считаете неуважительным поведением, чтобы ребенку было ясно, чего от него ждут. Все дети время от времени срываются, но есть ли слова, фразы или жесты, которыми ребенок пользуется довольно часто? Именно на этом вы и должны сосредоточиться. И всякий раз, когда ребенок ведет себя таким образом, немедленно указывайте на это. Ниже приводятся примеры из подобного опыта других родителей. Обратите внимание, что их замечания направлены только на неуважительное поведение, а не на личность ребенка.

"Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Больше так не делай".

"Говорить мне "отстань", когда я с тобой разговариваю, — недопустимо. Так говорить нельзя".

Шаг 2. Не вступайте в пререкания, когда ребенок дерзит.

Исследования в области развития детей показывают, что, как правило, дети перестают дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания. Поэтому держитесь нейтрально и не отвечайте. Не вздыхайте, не пожимайте плечами, не показывайте, что вы разгневаны. Более того, не уговаривайте, не увещевайте, не бранитесь; такая тактика почти никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Просто откажитесь продолжать разговор до тех пор, пока ребенок дерзит, и делайте так всегда. Как правило, если дети видят, что вы не собираетесь сдаваться, — они прекращают дерзить. Вот несколько примеров.

"Остановись. Говорить мне, что я ничего не знаю, — неуважительно. Мы поговорим, когда ты найдешь верный тон".

"Я не хочу слушать грубияна. Если хочешь говорить со мной, говори уважительно. Я буду в другой комнате".

Шаг 3. Введите штрафные санкции, если дерзкое поведение продолжается.

Предположим, что вы четко объяснили, чего хотите, тем не менее, дерзость и пререкания продолжаются. Пора ввести за них те или иные штрафные санкции. Эффективные штрафные санкции должны быть понятны ребенку, иметь определенную продолжительность, непосредственно относиться к неуважительному поступку и соответствовать характеру ребенка. Установив штрафные санкции, последовательно применяйте их и не отступайте. При постоянно повторяющихся нарушениях лучше всего составить и записать план, который должен быть подписан всеми причастными сторонами и находиться и доступном месте. Еще одна мысль: подумайте над тем, чтобы ребенок сам участвовал в определении для себя штрафных санкций — часто санкции, придуманные ребенком, более жесткие, чем ваши. Перечень возможных штрафных санкций приведен в части IV.

Шаг 4. Поощряйте уважительное поведение.

Одно из самых простых средств сделать хорошее поведение более частым — поощрять ребенка каждый раз, когда он поступает правильно (НО не забывать замечать ребенка ежедневно, просто так). Однако результаты исследований показывают, что чаще всего мы делаем как раз наоборот: вместо того чтобы обращать внимание на вежливое поведение детей, мы постоянно указываем им на неправильные поступки. Поэтому, как только вы увидите или услышите, что ребенок проявляет вежливость или говорит уважительно, похвалите его и выразите удовлетворение. Вот несколько примеров.

"Вася, мне нравится этот уважительный тон".

"Ваня, спасибо, что вежливо выслушал меня".

ПЛАН

ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Для начала вспомните, не дерзили ли вы в детстве родителям или другим взрослым. Дерзили ли ваши братья и сестры? Как реагировали ваши родители? Помогало ли это? А теперь подумайте о современных детях. Утверждают, что неуважительных, дерзких детей, не повинующихся авторитету взрослых, становится все больше. Что может быть причиной этого? Где дети учатся дерзить?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Внимательно присмотритесь к поведению ребенка и подумайте, что вас особенно беспокоит. Каковы проявления неуважения и когда это происходит?

2. Припомните, что произошло непосредственно перед проявлением проблемного поведения, что могло спровоцировать неуважение?

3. Подумайте, как вы обычно реагируете в таких случаях. Спросите себя, почему это не срабатывает.

4. Перечитайте четыре шага к избавлению от дерзости. По возможности обсудите это с супругом (супругой) или другими родителями.

5. Согласитесь, что в большинстве случаев шаги 1 и 2 обязательны для изменения поведения. Если эти шаги помогут избавиться от дерзости, сразу приступайте к шагу 4. Если нет, следуйте шагу 3 и введите штрафные санкции, соответствующие характеру вашего ребенка.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

___________________________________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

1 Неделя.

___________________________________________________________________________________________________________

2 Неделя.

___________________________________________________________________________________________________________

3 Неделя.

___________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как справиться с детским гневом?»

           Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет.  Как же себя ве...

Консультация для родителей на тему: « Детская дружба - что важно знать родителям»

Консультация для родителей на тему:« Детская дружба - что важно знать родителям»...

Что важно знать родителям о питании в детском саду.

информация для родителей о питании в детском саду...

Важно знать о детских страхах

Среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деят...

Что важно знать и уметь ребенку перед детским садиком

Как правило, решение о том, что ребенок будет ходить в детский сад, не принимается родителями спонтанно. Известно об этом становится как минимум за несколько месяцев. Поэтому у ответственных родителей...