«Сказки»-важная составляющая для детей и взрослых.
консультация (средняя группа)
«Сказки»-важная составляющая для детей и взрослых.
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. Действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям полезно и важно рассказывать сказки, так как они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение - «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку, он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка - рисования, лепки, игры, театрализованного представления. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой (то есть переводу невидимых реалий в видимые).
Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал Джанни Родари.
Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в свою очередь, предполагает, что участники процесса уже «напитались» сказками, умеют пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со сказкой является преодоление ребенком тождества со сказочной действительностью. Оно приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся становлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок оказывается в состоянии понять структуру сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба для развития своего внутреннего мира.
Что же касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
«Шляпа волшебника»
Принцип построения обучения на основе сказочных образов и видимых понятий усматривается достаточно легко в книге «Азбучные сказки».
А «волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю игровой дух методики.
Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой.
Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дайте им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.
Очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.
Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.
Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или парами, или микрогруппами.
Основной эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.
На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.
И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказки»-важная составляющая для детей и взрослых.
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. Действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям полезно и важно рассказывать сказки, так как они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение - «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку, он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка - рисования, лепки, игры, театрализованного представления. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой (то есть переводу невидимых реалий в видимые).
Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал Джанни Родари.
Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в свою очередь, предполагает, что участники процесса уже «напитались» сказками, умеют пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со сказкой является преодоление ребенком тождества со сказочной действительностью. Оно приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся становлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок оказывается в состоянии понять структуру сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба для развития своего внутреннего мира.
Что же касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
«Шляпа волшебника»
Принцип построения обучения на основе сказочных образов и видимых понятий усматривается достаточно легко в книге «Азбучные сказки».
А «волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю игровой дух методики.
Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой.
Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дайте им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.
Очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.
Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.
Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или парами, или микрогруппами.
Основной эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.
На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.
И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"
В апреле 2013 года в детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....
Ролевая игра как важная составляющая развития детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста....
Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»
К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает детям в нашем противоречивом мир...
Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»
К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает детям в нашем противоречи...
Консультация для родителей "Сохранение здоровья — важнейшая составляющая защиты детей"
quot;Сохранение здоровья — важнейшая составляющая защиты детей"...
«Игры с бумагой для детей и взрослых» Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых»
laquo;Игры с бумагой для детей и взрослых»Консультация для родителей«Игры с бумагой для детей и взрослых»...