Сенсорная чувствительность детей с РАС
консультация

Сосова Татьяна Александровна

Гипочувствительность и Гиперчувствительность детей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вестибулярная система.

Гипочувствительность

-Находится в постоянном беге, кружении.

-Любит спрыгивать с мебели и высоких мест.

-Когда сидит, то может раскачивается из стороны в сторону.

-Обожает, когда его подбрасывают вверх.

-Может часами кружиться и не испытывать головокружения.

-Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу.

Гиперчувствительность

–Человека легко “укачивает” в транспорте.

–Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.

-Предпочитает спокойные игры.

-Боится высоты, даже если это одна ступенька.

-Часто теряет равновесие.

-Не любит качаться на качелях.

-Избегает быстрых или вращательных движений.

Зрение

Гипочувствительность

-Любит яркий свет

–Затрудняется контролировать глазами движения предмета

-Затрудняется в различии похожих между собой картинках или объектах.

–Пространственное восприятие на недостаточном уровне–тяжело бросать и ловить предметы.

-Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами, смотрят сквозь пальцы).

-С трудом различает цвета. Формы и размеры.

Гиперчувствительность

-Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза.

–Нелюбит смотреть телевизор.

–Не интересуется книгами и изображениями.

-Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами.

-Избегает контакта глаза в глаза.

-Легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении.

Осязательная система.

Гипочувствительность

–Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.

–Стремится дотрагиваться до всего и до всех.

-Может нереагировать на повреждения (порезы,синяки)

–Может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться, биться головой.

-Часто делает больно другим детям или взрослым во время игры.

–Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.

-Прячется в узкие места, за диван.

-Часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты(например одеяло)

-очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню.

-Любит вибрации и сенсорные воздействия.

Гиперчувствительность

-Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, ребенок избегает прикосновений других людей.

-Неприятные ощущения, если накистях или стопах что-то находится.

-Проблемы смытьем  и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.

-Нелюбит, когда моют лицо.

-Отказывается ходить босиком или ходит на носочках.

-Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.

-Нелюбит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя.

-Избегает прикосновений к некоторым видам материалов.

-Нелюбит или избегает «грязные игры», например, с песком, крупами, пластилином.

Слуховая система.

Гипочувствительность

-Часто не откликается на свое имя.

-Любит громкую музыку и ТВ.

-Издает различные звуки

-Играет с игрушками, которые издают звуки.

–Невозможность распознать некоторые конкретные звуки, не может определить источник звука.

–Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам.

Гиперчувствительность

–Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или не разборчивы.

-Закрывает уши руками.

-Боится шума бытовой техники.

-Не может слушать и смотреть одновременно.

-Часто «мычит» себе под нос, чтобы блокировать внешние звуки

–Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии.

–Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием.

Обонятельная система.

Гипочувствительность

–Изучает предметы, нюхая их, использует обнюхивание для общения с людьми.

-Испытывает сложности в различении запахов.

-Может выпить или съесть что-то не съедобное или просроченное.

Гиперчувствительность

–Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета.

–Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

-Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха.

Вкусовая система.

Гипочувствительность

-Часто жуем волосы, одежду или пальцы.

-Постоянно тянет предметы в рот, даже после раннего возраста.

–Склонность к очень острой еде.

–Может есть несъедобные предметы–землю, траву, пластилин. Это явление называется пика.

Гиперчувствительность

–Избирательно относится к еде.

–Определенная структура пищи, дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

-Отказывается пробовать новые блюда.

-Не любит чистить зубы.

Общие стратегии помощи детям с сенсорными проблемами

1.Коммуникативные стратегии

2. Обеспечьте структуру

3. Анализируйте поведение ребенка

4. Десенсибилизируйте

5. Расширяйте возможности ребенка

Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо:

–иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;

–понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и некомфортные для ребенка;

–понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);

–уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;

–организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;

–подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы;

–предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регуляции эмоционального состояния

-Включать родителей в процесс.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар « Центр развития ребёнка – детский сад №200».

«Сенсорная чувствительность детей с РАС»

Составила:                                                           Сосова Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ С ВОДОЙ для развития тактильно-кинестетической (сенсорной) чувствительности  у детей  младшего дошкольного возраста....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Есть дети, у которых с рождения повышена сенсорная чувствительность. Термин «высокочувствительные люди» - ввела психотерапевт, клинический психолог Э.Эйрон...