Семинар – практикум для родителей подготовительной группы на тему «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» 2024.
методическая разработка (подготовительная группа)

Шукилович Наталья Степановна

Семинар – практикум для родителей      подготовительной группы  на тему «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» 2024.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum_dlya_roditely_po_zkr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                       Семинар – практикум для родителей      подготовительной группы

на тему «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, организации игр и упражнений, направленных на воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию звуковой культуры речи детей в группе.

2. Познакомить родителей с организацией некоторых игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей,

3. Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.

4. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

Участники: воспитатель,  родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация Microsoft Powr Point «Семинар-практикум по формированию звуковой культуры речи»; памятка для родителей «Игры и упражнения по формированию у детей звуковой культуры речи»; консультация «Развиваем речь детей».

Организация: родители сидят за столами, образуя полукруг.

План проведения:

1. Вступительное слово педагога «Особенности развития звуковой культуры речи  у детей шести  лет».

2. Информирование родителей об организации работы по развитию звуковой культуры речи  у детей  в группе.

3. Практикум «Организация с детьми игр и упражнений, направленных  на формирование звуковой культуры речи».

4. Рефлексия.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога

Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече, посвящённой проблеме формирования звуковой культуры речи у детей. Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной.  Тема нашего родительского собрания ««Воспитание звуковой культуры речи дошкольников».

     Все дети разные, один с легкостью может выучить длинное стихотворение, другому на это понадобится много терпения и времени, у кого-то нет проблем в речи, а другой ребенок с трудом произносит некоторые слова.

Поэтому не нужно паниковать, сначала необходимо четко определить проблему и уделять ей как можно больше внимания. Существуют специальные упражнения, множество простых игр и различных методик по исправлению недостатков в речи. Можно обратиться к специалистам: логопеду или дефектологу, а можно постараться и самостоятельно устранить проблему.  Но необходимо учитывать особенности речевого развития у детей.

Особенности произношения у детей 6 лет

Естественно, любому родителю хочется, чтобы к школе его чадо было полностью подготовлено, это же касается правильного звукопроизношения, то в норме оно должно быть развить к пяти годам.

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют 5-6-летнему ребенку четко произносить слова, а также понимать смысл речи говорившего.

Проблемы речевого развития

У дошкольников существует ряд проблем, которые затрудняют четкое произношение:

1.        Логоневроз,

2.        Алалия,

3.        Дислалия,

4.        Ринолалия,

5.        Дизартрия

6.        Аграмматизм

7.        Задержка психического развития.

        Каждая проблема в задержки развития речи малышей 6 лет – индивидуальна, однако вместе с врачами папа и мама могут также участвовать в формировании правильного говорения ребенка. Существуют множество методик и специальных упражнений, с помощью которых родители могут самостоятельно заниматься со своим чадом.

2. Организация работы в группе по развитию речи детей.

Сегодня я расскажу вам о том, как мы организуем работу по формированию звуковой культуры речи детей в группе.

Демонстрируется слайдовая презентация с фото детей и осуществляется комментирование: «Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи (занятия проводятся два раза в неделю) мы выполняем различные упражнения для развития артикуляционного аппарата, учим образовывать и изменять слова, обогащаем словарь, учим вести беседу, составлять рассказы по сюжетной картине, по сериям картинок, из личного опыта, используем для этого различные методы и приемы; ежедневно в игровой деятельности - развиваем умение вступать в общение, побуждаем к речевому взаимодействию, закрепляем навыки, полученные на занятиях; в художественно-продуктивной деятельности, в ходе восприятия художественной литературы  мы знакомим детей с разными фольклорными жанрами, обогащаем тем самым  речь детей живыми, образными выражениями;  в театрализованной деятельности - развиваем эмоциональность, интонационную выразительность речи.

В оформленном в группе Центре речевого развития имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам: предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, разнообразные книги для чтения и рассматривания.

В общении с детьми мы, воспитатели, младший воспитатель, другие педагоги детского сада демонстрируем образцы правильной, красивой, вежливой, эмоционально окрашенной речи.

Особое внимание мы уделяем развитию звуковой культуры речи. Для этого проводим или организуем игры и упражнения.

Дыхательные упражнения

Если дошкольник говорит плохо, то первое, с чего нужно начинать при формировании правильного говорения, является постановка дыхания. Правильное дыхание поможет ребенку произносить все слова плавно, неторопливо, с легкостью проговаривать любые, даже сложные звуки. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, ребенка необходимо научить правильно дуть. Существует несколько легких и веселых игр:

1.        Мыльные пузыри. Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.

2.        “Дуем на горячий чай”. Достаточно просто заварить чашечку чая и попросить остудить напиток с помощью собственного дыхания.

3.        Пузырь. Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: “Надувайся пузырь большой-пребольшой”, а потом после фразы “Лопнул”, малыш должен произнести звук “С”, имитируя выходящий воздух.

4.        Листики. Родителям необходимо вырезать из бумаги листочки, привязать к ним нитку и подвесить, теперь нужно показать дошкольнику, как дуть на листики, чтобы они начали колыхаться, как на ветру.

5.        Кубики. Данное упражнение поможет развить диафрагмальное дыхание. Здесь нужна совместная игра детей и родителей. Оба ложатся на спину, кладут себе на живот кубик и стараются с помощью дыхания (вход и выдох только через нос), как можно выше поднять свой кубик.

6.        Воздушный футбол. Необходимо скатать небольшие комочки ваты, соорудить маленькие ворота, теперь нужно струей воздуха загонять маленькие мячики в ворота.

7.        Бабочка. Можно купить небольшую и легкую бабочку, привязать ее на ниточку, теперь с помощью воздушной струи необходимо заставить бабочки взлететь.

8.        Снежинки. Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.

9.        Змейка. Заинтересовать ребенка можно еще одной игрой для проработки шипящих звуков. Игра проводится на ковре, ее смысл состоит в длительном произношении звука “Ш”. Мама говорит: “Давай превратимся в змей! Вылезли змейки из своих нор и греются на солнышке! Змейкам нравится греться, они шипят от удовольствия! Ш-Ш-Ш-Ш”. Необходимо постараться, чтобы малыш побольше набрал воздуха в легкие и дольше произносил звук. При шипении дополнительно вдох делать нельзя.

10.        И, конечно, прекрасным для развития дыхание у детей 5-6 лет будет простое надувание воздушных шариков.

Артикуляционная гимнастика

Далее для постановки речи необходимо приступить к артикуляционной разминке, она включает в себя несколько несложных упражнений, которые помогут дошкольнику лучше управлять мышцами лица и речевым аппаратом.

•        Губы. Необходимо плотно сжать губы, вытянуть их вперед и зафиксировать данное положение. Не размыкая губ, ребенок должен улыбнуться. Повторить еще 2-3 раза.

•        Щечки. Отличное упражнение для проработки лицевых мышц у детей 6-ти лет. Малыш садится на ковер и поочередно надувает щеки, перемещая воздух из одной щечки в другую. Потом необходимо сильно надуть обе щеки. Повторить 5-6 раз.

•        Хомяк. При данной ролевой игре необходимо набрать воздух в рот и имитировать движения щек, как у жующего хомячка. Набрать воздух в обе щеки и перегонять его вверх и вниз, не делая дополнительных вздохов.

•        Маятник. Следующее упражнение поможет управлять не только лицевыми мышцами, но и языком. Губы плотно сомкнуты. Нужно провести языком сначала по верхнему ряду зубов, потом по нижнему ряду. Необходимо постараться провести по всем зубам.

•        Сластена. Мама говорит: “М-м-м! Сколько сладкого!” Сначала ребенку нужно поочередно провести кончиком языка по верхней и нижней губе. Потом малышу нужно нижней губой накрыть верхнюю, затем облизать верхнюю губу. То же самое проделать с нижней губой. Повторить несколько раз.

•        Верблюд. Следующее забавное упражнение направлено на укрепление челюстных мышц. Губы плотно сомкнуты. Необходимо вращать нижней челюстью, имитируя жевательные движения верблюда.

•        Ковшик. Необходимо открыть рот, улыбнуться, высунув при этом язык. Язык стараться сделать лодочкой. Положение фиксируется. Мама в это время должна считать от 1 до 10. Нужно строго следить за тем, чтобы была неподвижна челюсть, и губы не заходили за границу зубов.

•        Часы. Необходимо открыть рот и кончиком языка проводить от одного уголка рта к другому. Проделывать данную гимнастику в течение 1-2 минут.

•        Присоска. Нужно попросить ребенка громко почмокать, для этого ему необходимо всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбросить ее, раскрыв широко рот. Затем сделать наоборот: нижнюю губу всосать под верхнюю.

•        Лопаточка. Нужно открыть рот, губы растянуты в улыбке. Положить переднюю часть языка на нижнюю губу, удерживать данное положение. Маме необходимо следить, чтобы губы не напрягались, также нельзя широко улыбаться, чтобы нижняя губа ребенка не подворачивалась. Язык тоже не должен быть слишком высунутым, только прикрывать нижнюю губу. Боковушки языка касаются уголков рта. Кажется, что упражнение довольно сложное, но, если строго следовать инструкции, все получится.

•        Работа над дикцией

Правильная дикция, т.е. четкое и внятное произношение каждого из звуков, слов, начинает формироваться у ребенка постепенно, это происходит одновременно с совершенствованием самого речевого аппарата. Часто у детей 5-6 лет наблюдаются проблемы с дикцией, однако неясная речь может повлиять на будущий процесс обучения.

Плохая дикция у 6-ти летнего может серьезно повлиять и на поведение дошкольника в обществе: из-за смазанной речи малыш становит замкнутым, его поведение может сопровождаться приступами агрессии, т.к. многие люди просто не могут понять его произношение. Вследствие чего падает его желание познавать окружающий мир.

Вот почему родителям крайне важно, как можно раньше выявить проблемы с дикцией у своего чада, и своевременно обратиться к специалисту, а также в домашних условиях проводить с ребенком специальную гимнастику. Существует несколько способов постановки правильной дикции у детей 5-6 лет.

Во-первых, самым распространенным упражнением для постановки правильной речи являются скороговорки. Для начала родителям необходимо прогововаривать небольшие и несложные предложения. Чтобы ребенок сам простукивал себе ритм. Разучивание любых скороговорок должно проводиться в игровой форме. Да, учить данные словосочетания непросто, но существует ряд простых правил и действий, следуя которым можно добиться прекрасных результатов в поставке четкой дикции у дошкольника:

1.        в самом начале родителям необходимо постараться вместе с ребенком произносить скороговорку;

2.        произношение должно быть медленным и четким, по слогам;

3.        необходимо уделять внимание правильному произношению всех звуков;

4.        нужно объяснить смысл данной скороговорки, детям легче запоминать то, смысл чего они хорошо понимают;

5.        как только скороговорка выучена наизусть, ее нужно произнести без голоса, работают только губы, зубы и язык;

6.        потом слова проговариваются шепотом, с каждым разом темп говорения становится выше, голос громче.

Вот несколько простых скороговорок, которые прекрасно подойдут для поставки дикции у детей дошкольного возраста:

•        Синичка, синичка – воробью сестричка;

•        Чудак под диванчик прячет чемоданчик;

•        Кощея щами не угощают.

Помимо произношения скороговорок существует ряд упражнений, помогающий поставить четкую дикцию. Вот одно из них: гимнастика проводится на ковре, необходимо сделать вдох. И следом за одним из родителей произнести одну и ту же фразу с различной интонацией: вопрос, восклицание, повествование. Все гласные звуки пропеваются. Прекрасно, если мама или папа умеют играть на пианино, используя музыку, пропевать звуки намного легче.

Упражнение “Горка”. Необходимо, взбираясь на горку, высоко произносить звуки, а скатываясь – низко. Например, ноооо-оооон, роооо-оооор, наааа-аааан и т.д.

Развитие слухового понимания

Чтобы речь ребенка была правильной, он должен следить за говорящим и понимать, все то, что ему пытаются донести.

Существует парное упражнение на повторение: сначала мама шепотом произносит парные слова (ложка-ножка, нож-рожь, волос-голос, чайка-майка), а ребенок должен также шепотом повторить все фразы.

Другие способы постановки правильной речи:

Помимо вышеуказанных упражнений существует несколько способов развития четкого говорения у детей дошкольного возраста.

1.        Разучивание коротких стихотворений, небольших рассказов. Для этого маме необходимо несколько раз перечитать произведение, а потом делать смысловые остановки, чтобы ребенок сам произнес следующую фразу.

2.        Также ребенка можно увлечь описыванием предметов или действий других людей. Например, маме можно встать возле окна и попросить описать все, что ребенок видит за окошком, рассказать, чем занимаются люди, во что одет тот или иной человек. Так малыш научится связно строить свою речь, научится самостоятельно описывать предметы.

Все предложенные упражнения проводить очень легко, так дошкольник в игровой форме сможет правильно выстроить свое произношение. Родителям нужно помнить, что возраст 5-6 лет – это время, когда происходит завершение и закрепление развития речевого аппарата. Конечно, многие проблемы с речью можно будет откорректировать и позже, но ближе к 8-10 годам для этого понадобиться уже больше времени и усилий. До того, как малыш еще не пошел в школу, с ним прекрасно заниматься и в домашних условиях. Правильная и внятная речь – залог успешного обучения в будущем, легкого общения в обществе. Человек, который говорит правильно и четко, всегда открыт новому, быстро сходится с окружающими людьми, любознателен. Поэтому, если мама или папа обнаруживают недостатки в произношении у своего ребенка, необходимо сразу же начать исправлять данную проблему. Чем меньше лет малышу, чем проще поставить речь.

  1. Рефлексия

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии.

Родители делятся впечатлениями.

Педагог: В заключение встречи хочу еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить, что когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!

Педагог вручает родителям памятку «Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи дошкольников».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар - практикум "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников"

Семинар - практикум " Воспитание звуковой речи дошкольников" работа с родителями....

Консультация На тему: Воспитания звуковой культуры речи практикум по развитию звукопроизношения.

КонсультацияНа  тему:Воспитания звуковой культуры речипрактикум по развитию звукопроизношения....

Презентация для семинара-практикума с родителями «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на воспитание  звуковой культуры речи детей ст...

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...

Семинар - практикум для родителей и детей по звуковой культуре речи

     Рассказывая о достижениях и проблемах двух-трехлетнего ребенка, мы говорили о том, какие звуки удаются малышу лучше, а какие вызывают затруднения, поэтому перейдем к играм и...

Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....