Мастер-класс для родителей "Играя развиваем речь"
материал (старшая группа)

Переверзова Елена Александровна

Делимся с родителями методами использования разных пальчиковых игр для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igraya.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс воспитателя для родителей «Играя развиваем речь»

Подготовила воспитатель высшей категории

Переверзова Е.А.

Цель: укреплять связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников; формировать представление родителей о развивающих играх, направленных на развитие речи детей.

Задачи:

  • Мотивировать родителей на создание коррекционно-развивающей среды дома;
  • Поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики с предметами и без, в том числе использование Су-джок терапии, биоэнергопластики в жизни ребёнка;
  • Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: карандаши, бельевые прищепки, крышки от бутылок, горох или бусинки, массажные мячики и кольца Су-джок, соломка, сушки.

Ход МК:

Воспитатель: добрый день, уважаемые родители. Спасибо, что, отложив все свои дела вы пришли сегодня на наш мастер-класс. Я очень рада видеть вас всех. Мастер-класс будет состоять из двух частей: теоретической и практической. И перед тем, как начать мастер-класс я предлагаю вам ответить на простой вопрос. Ответьте дружно, хором…

Как же речь развивать

Чтобы детям своим помогать

Вы хотите об этом узнать? (ДА)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть!

Вас прошу мне сегодня во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Теоретическая часть:

Воспитатель: выдающийся французский писатель и философ Мишель де Монтень говорил: «Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Ведь игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Играя, ребенок накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение, речь. Джанни Родари утверждал, что нужно «не поучать и обучать, а играть с ребенком, фантазировать, сочинять, придумывать…».

- «Поиграй со мной!», наверняка вы ни раз слышали эту фразу от своих детей. И сколько у них наверняка было радости, если, преодолевая усталость и откладывая домашние дела, вы соглашались пообщаться и поиграть с ними. У ребенка игра происходит по принципу «хочу», а труд, учеба – по принципу «надо», поэтому задача как педагогов, так и родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре мягко перейти от «хочу» к «надо».

Игры бывают разные: творческие, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные и др. Но сегодня мы поговорим о развивающих играх. Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков, тренируется мышление, воображение, речь. Термин «развивающие игры» может также употребляться для обозначения серий гимнастических упражнений, например, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики и т.д.

Словесная речь ребенка начинается, когда развивается мелкая моторика рук, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Разные игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов интересного общения.

И сегодня мы поговорим о пальчиковой гимнастики с предметами и без, в том числе использование су-джок терапии, а также поговорим о биоэнергопластике для развития речи детей.

Практическая часть:

Воспитатель: для того, чтобы позаниматься с ребенком вовсе необязательно усаживать его создавая обстановку урока. Чтобы занятия с ребенком приносили удовольствие вам обоим предлагаю совместить речевое развитие и игру т.е. играя будем развивать речь. Если детям интересно, если дети, увлечены игрой, то они не замечают того, что они учатся.

- В своей работе мы активно используем игры на развитие мелкой моторики и сейчас я хочу предложить вашему вниманию несколько таких игр, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

- Начнем с пальчиковых игр без предметов, задача пальчиковых игр научить ребенка не просто повторять движения за взрослым, а согласовывать слова и движения пальцев рук, проговаривая слова на каждое движение.

«Все радуются солнышку»

Кто радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется папочка,

Радуется мамочка,

Очень радуюсь и я.

Рада солнцу вся семья!

(на первую строку развести ладони в стороны, на каждую строку, где перечисляются члены семьи дети загибают пальчики начиная с большого, на последнюю строку дети хлопают в ладоши)

Игра «Гости»

К Саше гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу)

Все друг друга обнимали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа, (большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку,

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку.

(поочередно сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки,

(стряхиваем «крошки» с ладошки второй рукой)

И захлопали в ладошки! (хлопки в ладоши)

Игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ритмичные удары ребром ладони по столу)

Мы капусту трём, трём (кулачки трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

Вот набили плотно в кадку (левую ладонь сжимаем в кулак и бьем ладонью правой руки по кулаку)          

Все теперь у нас в порядке. (отряхиваем руки)

Воспитатель: у каждого дома много «помощников» для таких веселых игр, например, карандаш (желательно с гранями), бельевые прищепки, крышки от бутылок, горох или бусинки и др., вот несколько пальчиковых игр с этими предметами.

Игра «Карандаш» (с использованием карандаша)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

(катаем карандаш между ладонями, затем крутим карандаш между большим и указательным, большим и средним и т.д. пальцами)

Игра «Котенок кусака» (с использованием бельевой прищепки)

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш!»

(поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха, сначала на одной руке, затем на другой)

Игра «Прогулка» (с использованием пластиковых крышек)

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

(надеваем крышки на указательные и средние пальцы и «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая»)

Игра «Горошенки» (с использованием гороха или бусинок)

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

(насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину (бусину) одну за другой и удерживает их в другой руке (как при сборе ягод) и так собирает все горошины с блюдца. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог.)

Воспитатель: мы поиграли с вещами, которые наверняка есть у вас дома, а теперь я хочу порекомендовать вам приобрести домой массажные мячики и кольца Су-джок, это массажные мячики с шипами и вот такие кольца (показ). Использование пальчиковых игр с мячом и кольцом Су-джок направлены на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Игра «Черепаха» (с использованием мячика Су-Джок) 

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают мячик между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(мячик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой», надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку)

Никого я не боюсь.

(дети катают мячик между ладоней).

Игра «Ёж» (с использованием мячика Су-Джок) 

Описание: кладем мячик на левую ладонь, сверху накрываем правой рукой и делаем по одному движению на каждый ударный слог, затем меняем руки.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Игра «Пальчики-мальчики» (с использованием массажного кольца Су-Джок)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо на средний палец)

Этот пальчик безымянный.

(надеваем кольцо на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал да удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Семья» (с использованием массажного кольца Су-Джок)

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — папочка,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — мамочка,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — Я!

(надеваем на мизинец).

Воспитатель: пальчиковые игры полезны не только в сопровождении стихов, но не менее полезны сами по себе, ведь развивая мелкую моторику мы влияем на речевые центры. Так идя на кухню готовить еду возьмите с собой ребенка, ведь на кухне так много всего интересного. Например, предложите ребенку увлекательную игру с фасолью и горохом, с разными крупами.

Игра «Золушка»

Насыпьте в одну миску горох и фасоль и предложите ребенку их рассортировать по разным блюдцам. Похвалите за усидчивость и предложите посчитать вместе с ребенком, сколько было в миске фасолин и сколько горошин.

(со временем можно усложнить, например, смешав рис и гречку)

Игра «Песочница» 

Возьмите поднос или плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать. Ребенок может рисовать то что захочет или то, что вы назовете. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но развивает воображение, а также массажирует пальчики ребенка.

Воспитатель: отдельно хочу остановится на биоэнергопластике. Это инновационное средство развития речи дошкольников. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Биоэнергопластика– это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Начнем с артикуляционной гимнастики. И раз уж мы с вами были на воображаемой кухне, предлагаю с нее пока не уходить. Чтоб было ребенку интереснее выполнить артикуляционную гимнастику возьмем, например, сладкую соломку и сушки для выполнения нескольких упражнений.

Упр. «Трубочка» (ребенку предлагается удержать соломинку сжатыми губами, губы вытянуты в трубочку, удерживаем 5-10 сек.).

Упр. «Лопатка», «Ложка на тарелке» (кладем соломку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее 5-10 сек.)

Упр. «Заборчик» (сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 сек.)

Упр. «Иголочка» (подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать 5-10 сек.)

Воспитатель: чтобы перейти к биоэнергопластике вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений руки только после этого постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.

Предлагаю попробовать выполнить несколько упражнений.

Упр. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

(под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак, улыбка убирается, расслабляя губы).

Упр. «Трубочка» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

(сомкнутые губы вытянуть в вперед, пальчики, собранные в щепоть удержать – 5 сек., затем губы и пальчики расслабить)

Упр. «Блинчик» - язык расслаблен.

(широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе, в момент показывания языка «Блинчика» положить кисти рук на стол – удерживать 5-10 сек).

Упр. «Иголочка» - узкий напряженный язык высунут вперед.

(пальцы собраны в кулак, указательный палец выставляется вперед в момент высовывания языка «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак).

Упр. «Часики»- движения языком вправо-влево.

(все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак, указательный палец выставлен вверх. При движении языка вправо-влево, имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем также качается вправо –влево)

Воспитатель: уважаемые родители, наш мастер класс подходит к концу и в завершении хочется сказать, что все дети индивидуальны, поэтому временных ограничителей для проведения развивающих игр нет. Но важно помнить, что ребенок может заниматься с интересом одной деятельностью минут 10 и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то другое ни менее интересное, например, почитать ребенку книжку.

- На этом я завершаю наш мастер класс и хочу раздать вам на память о МК памятки с играми и упражнениями, которые мы сегодня вместе с вами дружно выполняли. Я благодарю вас за проявленный интерес и активное участие. И желаю, как можно чаще находить время для игры и общения со своими детьми.

Список литературы:

  • Балая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,2000.
  • Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики. - М.: ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
  • Азаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Азаренко. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  • Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  • Куликовская Т.В. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М.: ГНОМ и Д, 2016.
  • Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2009.
  • Петров Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н.Н. Петров. - М.: Феникс, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...

Мастер-класс для родителей "Играя, развиваем речь"

Мастер-клаас для родителей "Играя, развиваем речь"....

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».

Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Мастер - класс "Играем пальчиками и развиваем речь"

Цель мастер - класса  состоит в ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие  мелкой моторики для развития речи ребенка....