Буклет для педагогов
консультация (старшая группа)

Илюхина Ольга Васильевна

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

  

 

     image

 

Артикуляционная

      гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация проведения

 

артикуляционной гимнастики

 

 

 

*      Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно!

*      На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом, затем темп ускоряется.

*      Количество повторов каждого упражнения  до 8-10  раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

*      Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

*      Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

*      Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 

                 ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИИ

 

http://www.ivanovomama.ru/files/Logoped1.jpg

 

 

 

1.  Взрослый рассказывает о предстоящем уп-ражнении, используя игровые приемы.

 

2.   Взрослый показывает выполнение упраж-нения.

 

3.    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 

Необходимо  следить за качеством вы-полняемых ребенком движений: точность дви-жения, плавность, темп выполнения, устойчи-вость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

     4. Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески.

 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите  рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в помощь воспитателям

 

 

 

 

 

Составила: учитель-логопед Илюхина О.В.

 

image

Гимнастика для рук, ног - дело нам привыч-ное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тре-нируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

 

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

image

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

 

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуля-ционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимна-стика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и да-лее смогут при помощи артикуляционной гим-настики во многом преодолеть уже сложившие-ся нарушения звукопроизношения.

image

Поначалу артикуляционную гимнастику не-обходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный мо-мент язык (за верхними зубами или за нижни-ми). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоян-но упражняясь.

image

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

 

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

 

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

 

ЧИСТИМ ЗУБКИ

•  imageулыбнуться, открыть рот

 

•   кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

ЧАШЕЧКА

•  улыбнуться

 

•  широко открыть рот

 

•   высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 

ЗАБОРЧИК

 

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

 

МАЛЯР

•  губы в улыбке

 

•  приоткрыть рот

 

•   кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо

 

ЛОШАДКА

•  вытянуть губы

 

•  приоткрыть рот

•  поцокатъ "узким" языком

 

(как цокают копытами лошадки)

 

СЛОНИК ПЬЁТ

 

•   вытянув вперѐд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

 

•  "набирать водичку", слегка

 

при этом причмокивая

 

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ

 

• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

 

 

КАЧЕЛИ

•  улыбнуться

•  открыть рот

 

•  кончик языка за верхние зубы

•  кончик языка за нижние зубы

 

ЧАСИКИ

•   imageулыбнуться, открыть рот

 

•   кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

•   улыбнуться

 

•   открыть рот

•   широким языком в форме

 

"чашечки" облизать верхнюю губу

 

ПАРАШЮТИК

•   на кончик носа положить ватку

 

•   широким языком в форме

 

"чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

ЖЕЛОБОК

 

•   Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края

 

лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.

 

•   Язык в таком положении удерживается под счѐт от 1-10.

 

•   Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

 

ГАРМОШКА

•   улыбнуться

 

•   сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нѐбу)

 

•   не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

ОРЕШКИ

•   рот закрыт

 

кончик языка с напряжением 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_ag.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ


Организация проведения

артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно!
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом, затем темп ускоряется.
  • Количество повторов каждого упражнения  до 8-10  раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

                 ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИИ

http://www.ivanovomama.ru/files/Logoped1.jpg

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем уп-ражнении, используя игровые приемы.

  1. Взрослый показывает выполнение упраж-нения.

  1. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Необходимо  следить за качеством вы-полняемых ребенком движений: точность дви-жения, плавность, темп выполнения, устойчи-вость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

     4. Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите  рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


в помощь воспитателям

Составила: учитель-логопед Илюхина О.В.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привыч-ное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тре-нируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуля-ционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимна-стика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и да-лее смогут при помощи артикуляционной гим-настики во многом преодолеть уже сложившие-ся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику не-обходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный мо-мент язык (за верхними зубами или за нижни-ми). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоян-но упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.


ЧИСТИМ ЗУБКИ

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

ЧАШЕЧКА

  • улыбнуться

  • широко открыть рот

  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

ЗАБОРЧИК

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

МАЛЯР

  • губы в улыбке

  • приоткрыть рот

  • кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо

ЛОШАДКА

  • вытянуть губы

  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком

(как цокают копытами лошадки)

СЛОНИК ПЬЁТ

  • вытянув вперѐд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

  • "набирать водичку", слегка

при этом причмокивая

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ

• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

КАЧЕЛИ

  • улыбнуться
  • открыть рот

  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

ЧАСИКИ

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

  • улыбнуться

  • открыть рот
  • широким языком в форме

"чашечки" облизать верхнюю губу

ПАРАШЮТИК

  • на кончик носа положить ватку

  • широким языком в форме

"чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

ЖЕЛОБОК

  • Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края

лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.

  • Язык в таком положении удерживается под счѐт от 1-10.

  • Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

ГАРМОШКА

  • улыбнуться

  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нѐбу)

  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

ОРЕШКИ

  • рот закрыт

  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щѐки

  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

ШАРИК

  • надуть щеки
  • сдуть щеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Буклет для педагогов ДОУ "Физминутки на занятиях"

Роль физминуток на НОД «Музыка»: - Известно, что дети быстро утомляются на занятиях, поскольку длительное время находятся в статичном положении.- Физкультминутки помогают предупреждению и с...

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Буклет для педагогов "Здоровый педагог - здоровый ребёнок."

И так, что же такое здоровье?На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. Всемирная Организация Здравоохранения  дает следующее определение: «Здоро...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Буклет для педагогов "Социальное партнёрство педагогов ДОУ с родителями"

Данный буклет будет полезен для педагогов ДОУ при сотрудничестве с семьями воспитанников...

Буклет для педагогов "Социальное партнёрство педагогов ДОУ с родителями"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ  о разных способах взаимодействия с семьями воспитанников....