Развитие мелкой моторики в средней группе. Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя школа №1» Петропавловск-Камчатского городского округа

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей 3 – 4 лет

                                                                                        Подготовила воспитатель Хорошилова Екатерина Олеговна

г. Петропавловск – Камчатский 2023 год

Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет  

       Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с

дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и

психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика рук.  

       Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать?

Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием

мелкой моторики.  Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами

— что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть,

рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита

моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!  

      Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от

степени развития тонких движений пальцев рук.  

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика

отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных

способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,

карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно

собрать рассыпавшиеся детали конструктора, собирать пазлы, счетные палочки,

мозаику. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не

успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира

детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в

элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное

благополучие ребенка, на его самооценку. Развитие мелкой моторики рук у детей

происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять

следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического,

умственного развития:  

 В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает

мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает

простые упражнения пальчиковой гимнастики.  

 В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует

линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист

бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.  

 В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры

по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать

и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую

гимнастику, свободно владеет ножницами.  

 В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает

любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы,

разворачивает обертки, нанизывает мелкие бусы на нить, лепит фигуры из теста,

пластилина, завязывает узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.  

 В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом.

Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч

двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой

моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для

овладения письмом.  

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в

школу, а именно, с самого раннего возраста.  

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и

упражнения.  

 Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и

речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.  Разучивание текстов с использованием

«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного

мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и

эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные

тексты, его речь делается более выразительной.  

 Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой

моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему

интересным семейным увлечением.  

 Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.  

 Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их

можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать

ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в

пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.  

, Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:  

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с

такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая,

приминая, отщипывая, примазывая и т.д.  

- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры,

«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы

оставить на бумаге след - ребенок учиться регулировать силу нажима, для того,

чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.  

- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже

невозможно недооценить.  

- застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для

пальцев рук.  

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление

ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в

детском саду, но и в дальнейшем в школе.  

 

Игры для развития мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста:

Колючий мячик

Приобретите для занятий небольшой резиновый мяч с мягкими шипами.  Перед

каждой игрой проводите разминку: пусть ребенок катает мяч между ладонями,

сжимает его пальцами, подбрасывает вверх и ловит.  

Подобные игры способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики,

готовят руку к последующим занятиям.

Волшебный сундучок

Наполните шкатулку или коробку разнообразными мелкими предметами, например

пуговицами, бусинами, счетными палочками, шнурками, игрушки и др.  Попросите

ребенка навести порядок и разложить все по группам, т.  е.  пуговицы к пуговицам,

нитки к ниткам и т.  д.  Подготовьте для этого несколько коробок помельче.  Не

забудьте похвалить ребенка после проделанной работы.

Помимо мелкой моторики, в игре развиваются навыки классификации.

Узоры из шнурков

Знаете ли вы, что самые обыденные предметы могут стать материалом для

творчества?

Возьмите обыкновенные шнурки и научите ребенка выкладывать их в виде

контуров разнообразных фигур. Предложите малышу выложить дерево, пруд, цветок

и т. п.

Используйте разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и

запоминает цветовую гамму.

Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знание о цвете и форме

предметов.

Потешки

Русские народные потешки активно используются педиатрами и педагогами на

занятиях по развитию мелкой моторики.  Во время проговаривания потешки

побуждайте ребенка делать соответствующие движения руками и пальцами.

Трушки ту-тушки!

Испечем ватрушки.

Всем по ватрушке,

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

Маслом поливаем,

Всех угощаем.

 

Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

(щипковыми движениями пальцев показываем, как курица клюет зерна)

Купила бабушка себе уточку. Уточка плывет тюрюх-тюх-тюх

(плавные движения кистью руки)

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе индюшонка.

Индюшонок фалды-балды,

(машем пальцами, как крыльями)

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе кисоньку.

А кисуля мяу-мяу,

(плавными движениями кистей рук оглаживаем голову)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе собачонку.

Собачонка гав-гав,

(пальцами имитируем собачью пасть)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе коровенку.

Коровенка муки-муки,

(пальцами изображаем коровьи рога)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Трафареты

Вырежьте из плотного картона трафареты разных предметов. Пусть ребенок обводит их карандашом, перевод на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками.  По мере освоения увеличивайте количество деталей в трафаретах, делайте

их мельче.

Рисунки на крупе

Равномерно распределите по плоской поверхности какую-либо крупу (манку,

пшеничку, пшено).  Пальцем или палочкой чертите на поверхности различные

изображения.  Предложите ребенку создать свой шедевр.  После занятия попросите

малыша убрать за собой.

Пинцетом

Подготовьте небольшой пинцет, посуду с узким горлом и какую-либо крупу —

фасоль, горох, рис и т. п. Предложите ребенку брать крупу пинцетом и складывать в

сосуд.  

Игры-шнуровки 

Данные игры стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и совершенствования координации движений.

В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер,

произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, малыш реализует свой творческий

потенциал.

Игры-шнуровки продаются в специализированных магазинах, однако создавать их

можно и самостоятельно, имея под рукой плотный картон и дырокол.

Нанизывание

Нанизывание мелких предметов на леску или тонкую проволоку может надолго

занять вашего малыша.  Поле для фантазии необозримо: на леску можно нанизать раскрашенные макароны разной формы, бусины с крупными отверстиями, небольшие

цилиндры или кольца, склеенные из цветной бумаги, ягоды, цветы и т.п.

Вырезывание ножницами

Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по

прямой линии, умение вырезывать различные геометрические формы (круг,

четырехугольник, треугольник и т.  п.), создание симметричных фигур посредством

вырезывания половины формы из сложенного листа.  Предлагайте вырезывать не

только по прорисованным линиям, но и по образному представлению.  Например,

очертите в воздухе какую- либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги.

На первых занятиях таким образом можно вырезывать простые геометрические

фигуры.  В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева,

домика.  Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное

положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания

определенной фигуры.

Для вырезания и последующих аппликаций можно использовать старые журналы,

газеты, раскраски, открытки.

Штриховка

Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать,

причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать

линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево.  При этом

обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров

и идти параллельно друг другу.  

Лепка из пластилина

Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием,

развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины.  В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить

фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен».

По возможности разнообразьте задания, создавайте сюжетную основу, например,

предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т. п.), вылепить

посуду для куклы, приготовить подарок для кого- либо из членов семьи.

Сопровождайте игру веселыми стихами.  Распределив пластилин ровным слоем по

твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него

фасоль, горох или другую крупу.

Бумажные поделки

Помогите ребенку овладеть искусством оригами. Начинайте со складывания листа

в различных направлениях: вдоль, поперек, по диагонали.  Чертите линии на месте

предполагаемого сгиба.  Когда малыш освоит это занятие, приступайте к созданию

простых поделок из бумаги (пилотка, галка, кораблик). От простых поделок можно

переходить и к более сложным фигурам (животные, дома).

Игра теней

Перед игрой затемните комнату, источник света (настольная лампа, фонарь)

должен освещать экран (светлую стенку) на расстоянии 4-5 метров. Между экраном и

источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран

падает тень.  Размещение рук между стеной и источником света зависит от силы

последнего, в среднем это 1-2 метра от экрана.  Актеры теневого театра могут

сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывать сценки. Уменьшить

или увеличить размеры теневых фигур можно посредством приближения или

удаления рук от экрана.

Основные теневые фигуры: птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц,

кошка.

Пальчиковый театр

Сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, разыгрывайте вместе с

ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывайте свои истории.

Привлекайте малыша к созданию бумажных актеров.

Юный портной

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вполне может овладеть элементарными

навыками шитья (пришивания).  Подберите толстую штопальную иглу, пуговицы с

большими отверстиями, запаситесь лоскутами и предложите малышу под вашим

наблюдением пришить пуговицу к платью куклы или поставить заплату на старые

штанишки.

Покажите, как правильно держать иглу (большим, указательным и средним

пальцами), объясните, для чего нужен наперсток.  Кроме того, ребенку придется завязывать узелки на нитке, что тоже является эффективным упражнением для

развития мелкой моторики.

Золушка

Пожалуйтесь ребенку, что у вас произошла маленькая неприятность —

перемешались 2 вида крупы, например рис и гречка, а перебрать ее времени не

хватает. Попросите малыша помочь вам разложить все по разным банкам.

Чтобы ребенок не заскучал, придумайте ему сказку о том, что крупинки — это

потерявшиеся человечки, которым надо помочь найти свои домики.

Пальчиковые игры

Про пальчики

Читая стишок, сгибайте и выпрямляйте пальчики ребенка, массируйте их.

Этот пальчик хочет кушать.

Этот пальчик — сказку слушать.

Этот пальчик ляжет спать,

Этот выйдет погулять.

Ну а этот в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Мама, папа, я

Читая потешку, поочередно загибайте пальцы.

Один пальчик — папочка.

Другой пальчик — мамочка.

Третий пальчик — дедушка,

А четвертый — бабушка.

Пятый пальчик — это я!

Вместе — дружная семья!

Строили мы строили

Читайте стихотворение, сопровождая его действиями:

Мы построим новый дом.

(ставьте ладони поочередно ребром друг на друга)

Новый дом, новый дом.

Крышу крепкую найдем.

(сложите ладони треугольником)

Да, найдем, мы найдем.

Стол поставим в доме том.

(одна ладонь сжата в кулак, другая — ровная — на него положена)

И друзей всех позовем.

(пошевелите пальцами обеих рук)

Очки

Большие пальцы обеих рук поочередно соединяйте с другими пальцами, образуя

«очки», подносите сложенные пальцы к глазам, читая потешку

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает. Сапожник

Читая стихотворение, показывайте движения сапожника, забивающего гвозди.

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

Жил на свете человек...

Воспроизведите пальцами все, что описано в стихотворении.

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

Упражнение следует делать как правой, так и левой рукой.

Змейка

Возьмите старые колготки, разрежьте их и заполните каким-либо сыпучим

материалом — любой крупой, песком, специальными шариками и т.  п.  Зашейте

отверстие и предложите ребенку раскрасить поделку фломастерами.  Занятия с

подобными игрушками развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность,

воображение и просто радуют детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы» консультация для родителей

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –...

Конспект досугового мероприятия по физическому развитию дошкольников в средней группе совместно с родителями "Делай как я!"

Конспект досугового мероприятия по физическому развитию дошкольников в средней группе  совместно с родителями "Делай как я!"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

01.12.2023 "Зимние игры-развивашки для детей средней группы" Консультация для родителей

quot;Зимние игры-развивашки для детей средней группы" Консультация для родителейНаступила зима, а вместе с ней и наступили холода. Увы, но не всегда есть возможность выйти на свежий воздух и с и...