"Особенности развития детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Синяпкина Елена Ивановна

"Особенности развития детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx180.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения  массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. 

Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего, что раннее детство – самый оптимальный период для усвоения речи. Умиляющее родителей смешное гуканье первых недель, то есть «автономная речь» ребенка, довольно быстро (обычно в течение полугода) видоизменяется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи:

• к 1 году словарь ребенка – 10 слов;

• к 1 году 8 месяцам – 100 слов;

• к 2 годам – 300 слов и более;

• к 3 годам – 1000–1500 слов.

Первые предложения малыш начинает составлять примерно в 1,5 года, включая в них не более 2–3 слов. Это чаще всего человек и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие

или предмет и место действия («книга там»). К 3 годам речь становится полноценным средством общения. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, внимание, память, мышление.

Восприятие доминирует среди всех психических функций. В этом возрасте наблюдаются самые простые формы воображения, такие как предвосхищение (например, когда малыш радуется тому, что сейчас его возьмут на ручки), но творческого воображения еще нет. Это значит, что маленький ребенок не способен что-то выдумать или обмануть. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. 

Внимание и память непроизвольны. 

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Подавляющую часть времени своего бодрствования младенец посвящает изучению окружающих его вещей. Ученые называют это предметной деятельностью. Предпосылки предметной деятельности формируются с самого первого дня жизни. Она позволяет ребенку понять, для чего предназначены окружающие его предметы (которыми могут являться и части собственного тела) и как следует с ними обращаться. Следует помнить, что самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не сможет понять назначение предмета.

Этапы развития предметной деятельности:

• 1-й этап: 1–1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

• 2-й этап: 2–2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

• 3-й этап: после 2,5 года – отделение действия от предмета: ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Проявление личности в раннем возрасте

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

          Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные

моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с К 3 годам, возникает местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

          Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Вот основные его признаки:

1) Негативизм. Ребенок дает отрицательную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

2) Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Обесценивание. Этот признак особенно важен, так как будет присутствовать и в последующие годы, и в последующих переходных периодах. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам), и т. д.

4) Строптивость. Она близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

5) Своеволие – желание ребенка делать все самому; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности. В 3 года малыш стремится к самостоятельности намерения (автономии).

6) Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

7) Деспотизм – когда ребенок пытается диктовать свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что каждый малыш развивается по-своему и, соответственно, все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития детей раннего возраста

В статье говорится об особенностях  становления детей от 1,5 лет до 3 лет....

«Особенности развития детей раннего возраста»

В раннем возрасте у ребёнка формируется функция мозга. Складывается характер качество как доброжелательность к окружающему  и сочувствие к другому ребёнку. Я использую устный опыт эмоционального ...

Особенности развития детей раннего возраста

Какие изменения происходят у детей в раннем возрасте...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...