Консультации для родителей по экологическому воспитанию детей
консультация
"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"
"Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Анкета "Отношение родителей к проблеме экологического воспитания"
"Экологическое воспитание детей в семье"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
«Человек стал человеком, когда услышал
шёпот листьев и песню кузнечика, журчание
ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное
отношение к объектам живой и неживой природы.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
- развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
- позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Исходя из цели выделила задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также «эколого – целесообразное» поведение в природе.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой Структура дидактической игры:
- Дидактическая задача;
- Игровые действия;
- Игровые правила;
- Результат;
- Дидактический материал;
- Сюжет;
- Роль.
Дидактические игры являются – игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития, самостоятельной игровой деятельностью.
Образовательные задачи дидактических игр по экологии состоят в следующем:
- Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного содержания;
- Закрепить знания детей о местообитании животных и растений;
- Формировать и расширять представления детей о поведении животных во время поиска и добывания пищи, способов зашиты от врагов;
- развивать умение детей классифицировать животных и растений;
- формировать представление о защите животных и растений.
Развивающая экологическая среда
- Уголки в группах;
- Растительный мир на участке;
- Учебно – наглядные пособия и дидактические игры.
Элементы развивающей среды способствуют:
- Познавательному развитию ребенка;
- Эколого – эстетическому развитию;
- Оздоровление ребенка;
- Формирование экологического грамотного поведения.
Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.
Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовных чувств.
При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
- Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- Конкретно и четко определять правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- Настольно – печатные игры;
- Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Например такие словесные игры:
«У кого кто? ( о животных); «Похож – не похож» (о цветах)
«В саду или огороде?»; «Загадай, мы отгадаем» (о растениях) и т. д.
Ожидаемые результаты:
- Знает основные группы организмов, местообитание;
- Совершает классификацию животных в следующих группах:
млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы и насекомые;
- Совершает классификацию растений в трех основных группах –деревья,
кусты, трава; разграничивает домашние и дикие растения;
- Совершает классификацию растений и животных по заданному признаку;
- Расширяет знания о местах обитания и происходящих событиях;
- Развивает первоначальное понимание о защищенных и незащищенных
растениях и животных и понимает необходимость заботе и охране
всех видов.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников
через дидактические игры»
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) в дошкольном образовательном учреждении – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность и в сотрудничестве с преподавателем.
Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится оно на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития…». По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...».
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой.
Игра для ребенка – это серьезное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения…».
Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического образования детей, позволяющие повысить обучающий общий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Игры с предметами.
Кто чем питается?
Цель: закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры: дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.
Что сначала – что потом?
Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры: детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные:
Игра «Четыре картинки»
Цель: закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры: игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры: дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Игра «Отгадай кто это?»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры: воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.
- Формирование экологических представлений о растениях.
Игры с предметами.
Игра «Детки на ветке».
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Игра «Найди, что покажу».
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов, один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры: детям показывают на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирают его, затем предлагают детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Игры настольно-печатные.
Игра «Волшебный поезд».
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал: два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: на столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель – «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игры словесные.
Игра «Найди, о чем расскажу».
Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование: овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры: воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.
Игры с предметами.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры: детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра «Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
Игры настольно-печатные.
Игра «Это когда?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры: у каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры:
1 вариант: воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают;
2 вариант: воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
- Формирование экологически бережного отношения к природе
Настольно-печатные игры.
Игра «Ухаживаем за растениями».
Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.
Ход игры: дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура — это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология — наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология — наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)
Дидактическая игра способствует социально — нравственному развитию ребенка — дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре — сама дидактическая задача предполагает формирование средств и способов познания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе — в играх типа «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай о животном загадку», «Путешествие в Африку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.
В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально — психологической готовности принять информацию о природе.
В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний, могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» — чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них — великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому — это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы.
- Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.
- Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Предварительный просмотр:
Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
1 . Что такое экология?
__________________________________________________________________
2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
__________________________________________________________________
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
«Семья — это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро».
Сухомлинский В. А.
В наше время, я думаю, уже всем понятна важность экологического воспитания детей. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Развитие цивилизации несет с собой факторы, которые способствуют катастрофическим последствиям для всего человечества. К сожалению, многие последствия уже стали необратимыми.
Как не парадоксально это звучит, но спасение земли от полного истощения всех ее ресурсов, во многом зависит от нас с вами, простых людей. Экологическая помощь начинается с элементарных человеческих понятий, таких как; уборка мусора, осторожное обращение с огнем, очистка водоемов, бережное отношение к живой природе и т.д. Конечно же, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, что мы с вами сможем вложить в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то, как ребенок уже в сознательном возрасте будет относиться к окружающему его миру. На сегодняшний день, приоритеты воспитания в семье расставлены на более приземленные позиции. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами, закладывают агрессивное отношение к проблемным жизненным ситуациям.
Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить три основные задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Это элементарные правила поведения человека в социуме; четкое понимание того, что нельзя мусорить, вредить живой природе, обижать животных, беречь природные ресурсы и т.д. Безусловно, тут родители должны быть ежедневным примером для своих детей, они должны проявлять максимум внимания, прежде всего к своим поступкам и действиям, ведь ребенок учится жить, прежде всего, перенимая правила поведения у своих родителей. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как это отразится на мировоззрении моего ребенка.
- воспитание этических и эстетических чувств.
Беречь — значит любить. Восхищаться красотой природы, ценит ее разнообразие, быть благодарным её дарам, всему этому может научить только семья. Особенно это актуально для детей, растущих в больших городах. Сегодня достаточно распространенными считаются выезды за город на пикники в выходные дни и здесь, казалось бы, и должны происходить процессы единения с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли в такие моменты люди красоту вокруг них, ее первозданность, как они относятся к этому богатству? Здесь именно обязанность родителей не только самим быть внимательными и благодарными природе за ту атмосферу абсолютного покоя и окружающей красоты, но и донести это понимание до своих чад.
Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, и в ней нет мелочей, каждая травинка, каждая букашка — заслуживает бережного отношения, потому что это часть природы. Важно донести до ребенка насколько в природе всё взаимосвязано и гармонично. Как муравьи сплочено организуют свое существование, и с какими усилиями они создают свои муравейники; насколько беззащитны бабочки, радующие нас своим разнообразием и красотой; как хрупки и важны для людей деревья, которые помогают очищать воздух, которым мы дышим. В природе столько удивительных и красивых явлений, она безвозмездно дарит людям столько пользы, которую, к сожалению, мы привыкли считать, как данность и зачастую не ценим этот дар.
- формирование познавательных и творческих потребностей.
Необходимо не только ценить и беречь всю многогранность и щедрость природы, не менее важно формировать в сознании ребенка желание приносит пользу для природы, платить ей ответным стремлением созидать. Ведь речь идет о нашем с вами будущем, в котором необходимо решит множество экологических проблем. Кто будут те, кто займется вопросами экологического спасения нашей земли через десятки лет? Это будут наши с вами дети. Они нуждаются в этом с рождения, всё, что требуется от нас с вами — это поддержать и направить их в нужное русло. Ведь нет ничего проще приобщить ребенка к трепетному отношению к окружающему миру, к созиданию прекрасного, посадите вместе с ним дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы, поднимите валяющейся на земле мусор и выбросите вместе с ним его в мусорный контейнер — и ваше чадо сделает правильный вывод о человеческом отношении к природе, сделайте вместе с вашим ребенком кормушку для птиц — и он научиться состраданию. Ребенок должен с помощью вас четко усвоить, что от его отношения к природе очень многое зависит.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, на данный момент есть множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что теоретические познания никогда не смогут заменить практических действий. Только в процессе конкретных поступков, можно по-настоящему понять важность и значимость каждого человека в улучшении экологической ситуации в мире.
Безусловно, важно, чтобы ребенок постоянно был в контакте с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это можно практиковать при семейных походах в лес, на водоемы, это может быть собирание грибов и ягод и просто прогулка в парк. Однако целью здесь должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Очень важно в такие моменты разговаривать с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения. Городская природа также требует отдельного внимания и здесь важно понимать, что открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. И опять-таки, родители должны четко понимать, что именно вы являетесь для вашего ребенка основным источником информации всего того, что его окружает. Зачастую родители недооценивают свою значимость в формировании целостного восприятия мира ребенком, но не стоит забывать, дети видят мир совсем иначе, не отмахивайтесь от их, как вам иногда кажется, глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Важнейшим элементов экологического воспитания ребенка является зеленый уголок у вас дома. Живые растения, цветы способствуют правильному формированию у ребенка экологического сознания. Уход за домашними растениями, безусловно, воспитывает качества, необходимые для развития бережного отношения ребенка к природе в целом. Не менее важным, конечно же, является содержание домашних животных, которые полностью зависят от своих хозяев. Это осознание обязательно будет только способствовать воспитанию моральных и этических качеств у ребенка. Не стоит лишать ваших детей таких элементарных способов единения с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...
консультации для родителей по экологическому воспитанию детей
Экологическое воспитание детей...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"
Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей на тему: «Учим детей любить природу»
Консультация...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Воспитание любви к природе»
консультация для родителей...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...