Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_s_bionergoplastikoy.docx | 61.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Что такое биоэнергопластика?
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. Л. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
- Учитывать индивидуальные особенности детей;
- Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
- Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
- Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Упражнения для развития подвижности
артикуляционного аппарата
I. Упражнения для нижней челюсти | |
1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть. | Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки. |
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. | Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук). |
3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. | Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот). |
4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. | Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот). |
II. Упражнения для губ | |
1."Улыбка" - "Трубочка". | Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". |
2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. | Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется. |
3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. | Кисть руки неподвижна. |
III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна) | |
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед. | Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед. |
2. "Часики" - движения языком вправо-влево. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево. |
3. "Качели" - движения языком вверх-вниз. | Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх. |
4. «Чистим зубки» - круговые движения языком под губой в одну и другую стороны. | Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. |
5. "Лошадки" - щелканье языком. | Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев. |
6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. | Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу. |
7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак. |
8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. | Скрестить указательный и средний палец руки. |
9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. | Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки. |
10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. | Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть. |
11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. | Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. |
12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. | Постукивание подушечками пальцев по столу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в соостветствии
В статье описан опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста над развитием артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики во время логоминуток....
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластикой
Артикуляционная гимнастика...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
информация для логопедов...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
Данный матриал рассказывает о задачах биоэнергопластики. Рекомендует выполнение артикуляционных упражнений сопряжённо с уражнениями для развития мелкой моторики пальцев рук....
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики Р.Г. Бушляковой
Что всегда есть в занятии логопеда?Артикуляционная гимнастика – обязательная часть логопедического занятия во время постановки и автоматизации звуков. Для того чтобы обыграть этот раздел занятия...
Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»
Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики для основных групп звуков
Артикуляционная гимнастика является важным компонентом коррекции произношения у детей. Систематическое проведение этого вида работы, а также грамотно выстроенное облегчает постановку звуков, несет пол...