Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики для основных групп звуков
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Артикуляционная гимнастика является важным компонентом коррекции произношения у детей. Систематическое проведение этого вида работы, а также грамотно выстроенное облегчает постановку звуков, несет положительный эмоциональный настрой. Данные комплексы артикуляционной гимнастики будут полезны как родителям воспитанников, так и педагогам, моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_svistyashchih_zvukov_s_bioplastikoy.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц с элементами биоэнергопластики Упражнения для губ 1. «Улыбка» Выполнение: Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать до 5-7 секунд. 2. «Трубочка» Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать до 5-7 секунд. 3. «Улыбка» - «Трубочка»/«Слонёнок улыбается»/«Ниточка» - «Иголочка» Выполнение: Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. Упражнения для языка Цель: вырабатывать умение делать язык широким, распластанным. 1. Рот широко открыт, удерживание языка на нижней губе под счёт (до 5-7 сек). 2. Удерживание языка на нижних зубах под счёт (до 5-7 сек). 3. Удерживание языка за нижними зубами под счёт (до 5-7 сек). 4. Кончик языка за нижними зубами (до 5-7 сек). 5. «Блинчик плоский» - расслабление мышц языка широким, распластанным. Выполнение: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 5-7 сек. Внимание: Нижнюю губу не следует подворачивать или натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения. 6. «Наказать непослушный язык» - расслабление мышц языка. Выполнение: Упражнение «Блинчик плоский», пошлёпать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя» - «ам». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10. Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать. 7. «Горочка» - удержание языка в положении, необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка. Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, а середину языка поднять горкой. Удерживать язык 5-10 сек. Внимание: Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросить произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение. 8. «Киска увидела собаку» Выполнение: Язык широкий «горкой», кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка сильно выгибается вперёд. Повторять до 10 раз. 9. «Саночки скатываются с горки» Выполнение: Язык широкий «горкой», губы в улыбке, зубы – «саночки» скатываются вниз. Зубы ставить как можно дальше от кончика языка, медленно съезжать вниз к кончику языка. Повторять до 10 раз. | 10. «Волны» Выполнение: Упражнение «Горка» и движение языка вперёд-назад, двигается середина языка, кончик языка упирается в нижние зубы. Повторять до 10 раз. 11. «Чистим зубки» - удержание кончика языка за нижними зубами. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, затем снаружи, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Упражнения на дыхание 1. Сделать из языка трубочку и подуть через неё. 2. Выдох на кончик языка (тактильный контроль). 3. «Забить гол» - выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка. Выполнение: Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щёлочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола. Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы ребёнок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. |
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ с элементами биоэнергопластики Упражнения для губ 1. «Улыбка» Выполнение: Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать до 5-7 секунд. 2. «Трубочка» Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать до 5-7 секунд. 3. «Улыбка» - «Трубочка»/«Слонёнок улыбается»/«Ниточка» - «Иголочка» Выполнение: Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. 4. «Немая» артикуляция гласных звуков «А – О – У». Повторять до 10 раз. Упражнения для языка Цель: выработка чашечки языка. 1. Удержание языка на нижней губе. 2. «Блинчик плоский» - расслабление мышц языка широким, распластанным. Выполнение: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 5-7 сек. Внимание: Нижнюю губу не следует подворачивать или натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения. 3. «Наказать непослушный язык» - расслабление мышц языка. Выполнение: Упражнение «Блинчик плоский», пошлёпать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя» - «ам». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10. 4. Обнять широким расслабленным языком верхние зубы. Удерживать до 5-7 сек. 5. «Лесенка» Выполнение: Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы; поднять кончик языка к верхним альвеолам (верхним бугоркам). («Язык на губке, на зубках, за зубками»). Повторять до 10 раз. 6. «Расчёска» Выполнение: На счёт «1» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторять до 10 раз. 7. «Чистим зубки» - для подъёма языка вверх, подвижности языка. Выполнение: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы снаружи, кончиком языка «почистить» верхние зубы изнутри, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался вовнутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 8. «Чашечка» - выработка правильной формы языка для произношения звуков Ш, Ж. Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости распластать язык, пошлёпав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 сек. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты). | 9. «Чашечка снаружи» - «Чашечка внутри» Выполнение: Удерживать напряжённую «чашечку» языка снаружи рта, во рту под счёт (до 5-7 сек). Повторять до 10 раз. 10. «Вкусное варенье» - выработка движений широкой передней части языка вверх и положение языка, для звуков Ш, Ж). Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание: Нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать её пальцем. Язык должен быть широким. Боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу. 11. «Кошечка лакает молоко» Выполнение: Положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой» и вернуть в рот. Повторять до 10 раз. 12. «Лошадка» - укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх). Выполнение: Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. 13. «Грибок» - выработка верхнего подъёма языка, растягивание подъязычной связки). Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Удерживать до 5-7 сек. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. 14. «Грибок» - «Гармошка» Выполнение: Улыбнуться и присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать). Повторять до 10 раз. Упражнения на дыхание 1. Удерживать напряжённую «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи. 2. Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха (Ш), (Ж), (Ч), (Щ). 3. «Футбол» - развитие направленной воздушной струи. Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щёки. Для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. |
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль с элементами биоэнергопластики Упражнения для губ 1. Губы в улыбке. Удерживать до 5-7 сек. Повторять до 10 раз. 2. «Улыбка» - нормальная артикуляция. Повторять до 10 раз. Упражнения для языка Цель: развивать подвижность кончика языка. 1. «Загнать мяч в ворота» Выполнение: Языком упираться поочерёдно в каждую щёку. Повторять до 10 раз. 2. «Чистим зубки» - для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка. Выполнение: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 3. «Маляр» - отработка движения языка вверх и его подвижность. Выполнение: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. 4. «Качели» - отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных и гласных. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 7. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже удерживать с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 до 7. Так, поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 5. «Часики» Выполнение: Поочерёдное движение узкого языка влево-вправо. Повторять до 10 раз. 6. «Змейка» Выполнение: Подвигать узким языком вперёд-назад. Повторять до 10 раз. | 7. «Индюк»/«Малышата-индюшата» - отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка. Выполнение: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языка должны быть вперёд-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасывать её вперёд. 8. «Парус» Выполнение: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы его кончик крепко упирался в зубы. Удерживать до 10 сек. Повторять до 10 раз. 9. «Пароход гудит» Выполнение: Язык остаётся в положении предыдущего упражнения, добавляется произнесение соответствующего звука. Сначала произносить звук ЫЫЫ, затем звук ИИИ. Повторять до 10 раз. Упражнения на дыхание 1. На выдохе произносить: А – А – А … О – О – О … У – У – У … Ы – Ы – Ы … Э – Э – Э … 2. На выдохе произносить: А… АО… АОУ… АОУЫ… АОУЫЭ… 3. «Футбол» - развитие направленной воздушной струи. Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щёки. Для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. |
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, Рь с элементами биоэнергопластики Упражнения для губ 1. «Улыбка» Выполнение: Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать до 5-7 секунд. 2. «Трубочка» Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать до 5-7 секунд. 3. «Колёсико» Выполнение: Рот широко открыт, как при звуке «А». Упражнение повторяется под счёт. Удерживать до 5-7 секунд. 4. «Улыбка» - «Трубочка»/«Слонёнок улыбается»/«Ниточка» - «Иголочка» Выполнение: Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. 5. «Улыбка» - «Колёсико» Выполнение: Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз. 6. «Улыбка» - «Трубочка» - «Колёсико» Выполнение: Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз. Упражнения для языка Цель: вызывать вибрацию кончика языка. 1. Протискивание/«Расчёска» Выполнение: На счёт «1» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между сжатыми зубами вглубь рта под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторять до 10 раз. Внимание: Упражнение выполняется верно, если язык белый. 2. «Индюк» - отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка. Выполнение: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Повторять до 20-30 раз. Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперёд-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. 3. «Лошадка» - укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх. Выполнение: Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторять до 20 раз. Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. 4. «Грибок» - вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Повторять до 20 раз. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. 5. «Гармошка» - укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки. Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в | верхнем положении. Повторять до 20 раз. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 6. «Маляр» - отработка движения языка вверх и его подвижность. Выполнение: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. 7. «Кучер» - отработка вибрации губ. Выполнение: Говорить губами «Тррр…». Повторять до 10 раз. Внимание: Стараться длительно вибрировать губами. 8. Дуем снизу на язычок Выполнение: Подуть на язык, лежащий на нижней губе. Повторять до 10 раз. 9. Дуем сверху на язычок Выполнение: Подуть на язык, лежащий на верхней губе. Повторять до 10 раз. 10. Сплёвывание Выполнение: На кончик языка положить кусочек бумажки и сплюнуть её. Язык при этом между губами. Повторять до 10 раз. 11. Упираем язычок в верхние бугорки Выполнение: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы его кончик крепко упирался в альвеолы – бугорки за верхними зубами. Удерживать до 5-7 секунд. Повторять до 10 раз. 12. «Комар» Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). Повторять до 10 раз. 13. «Барабанщик»/«Дятел» - отработка подвижности языка в верхнем положении. Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать язычком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7-15 сек. Повторять до 10 раз. 14. «Мотор» - отработка подвижности языка в верхнем положении. Выполнение: Язык остаётся в положении предыдущего упражнения, при произнесении «Д-Д-Д» быстро ударять прямым указательным пальцем правой руки под кончиком языка, вызывая его вибрацию. Повторять до 10 раз. Внимание: Кто может – рычит. Кто не может, «поддувает на кончик языка, стоящий «чашечкой» и плотно прижатый боковыми краями к боковым зубам. Упражнения на дыхание 1. «Сдуть бумажку с грибочка» Выполнение: Поставить «грибочек», положить на язык бумажку и резко сдуть её, вызвав вибрацию языка. Повторять до 10 раз. 2. 1. На выдохе произносить: А – А – А … О – О – О … У – У – У … 3. «Футбол» - развитие направленной воздушной струи. Выполнение: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щёки. Для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в соостветствии
В статье описан опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста над развитием артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики во время логоминуток....
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластикой
Артикуляционная гимнастика...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
информация для логопедов...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
Данный матриал рассказывает о задачах биоэнергопластики. Рекомендует выполнение артикуляционных упражнений сопряжённо с уражнениями для развития мелкой моторики пальцев рук....
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики Р.Г. Бушляковой
Что всегда есть в занятии логопеда?Артикуляционная гимнастика – обязательная часть логопедического занятия во время постановки и автоматизации звуков. Для того чтобы обыграть этот раздел занятия...
Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»
Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»...
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики...