Консультация для родителей на тему "Речевые игры: что это такое и как в них играть"
консультация
Предварительный просмотр:
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям. Мы предлагаем вам - мамы, папы, бабушки и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, (дети маршируют)
Шли солдаты. (прикладывают правую руку к голове –«отдают честь»)
Аты-баты, (маршируют)
На базар. (указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар»)
Аты-баты, (маршируют)
Что купили? (разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить руками»)
Аты-баты, (маршируют)
Самовар. (расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар»)
Аты-баты, (маршируют)
Сколько стоит? (правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация)
Аты-баты, (маршируют)
Сто рублей! (поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег»)
Аты-баты, (маршируют)
Заходите, (слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация)
Выпьем чаю (раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце»)
Поскорей! (соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку»)
Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, (слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке»)
Ели булки, (выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку»)
Калачи. (выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач»)
Бабка Ежка прилетела, (расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -«ветерок от полета»)
Все бараночки поела, (соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки»)
Нам остался лишь батон, (вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе)
Кто не съел, (кладут обе руки на живот)
Тот вышел вон! (выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход»)
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. (соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева)
Каша пшенная с дымком, (над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев»)
Каша пшенная с дымком, (повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой - «дымок»)
С хлебом, (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба»)
С маслом, (левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла»)
С молоком. (соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка»)
Взяли мы большие ложки, (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки»)
Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту)
Вот какая каша (снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи! (снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи)
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек (ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек)
Скушал сорок человек (взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией)
И корову, (приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом)
И быка, (убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, упрямый бык»
И кривого мясника, (медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник»)
И телегу, (слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге»)
И дугу, (стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга»)
И метлу, (правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла»)
И кочергу, (двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи»)
Скушал церковь, (стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви»)
Скушал дом, (поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома»)
Скушал кузню с кузнецом, (двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений)
А потом и говорит: (разводят руки в стороны)
- У меня живот болит!!! (берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Это стихи, с которыми и в которые можно играть...
«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»
Консультация для родителей...
«Речевые игры: что это такое и как в них играть»
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гр...
Консультация для родителей "Речевые игры: что это такое и как в них играть"
Что же такое "речевая игра"? Любые ли стихи могут стать речевой игрой?...
"Речевые игры: что это такое и как в них играть?"
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гру...
«Речевые игры. Что это такое и как в них играть»
Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интен...