«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rech_igry_kak_igrat.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»
Консультация для родителей
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как этого хотелось бы нашим детям.
Чтобы сделать общение с детьми приятным, интересным и, главное, полезным, необходимо поиграть вместе с ними в речевые игры. Играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
«Речевая игра» - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Но не любые стихи могут стать речевой игрой. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Их можно найти на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
Польза их заключается в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.
Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самих рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.
«Аты-баты, шли солдаты»
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –
пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат«чашечку».
«Мы сидели на печи»
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону –
«держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону –
«держат на ладони калач».
Бабка Ежка Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», прилетела, слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе — «ветерок от полета».
Все бараночки поела Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон, батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем
указывают на «выход».
«Как у бабушки Наташи»
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но
с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны — две «ложки».
Съели все до самой Попеременно то правой, то левой«ложкой» едят крошки! «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Это стихи, с которыми и в которые можно играть...
«Речевые игры: что это такое и как в них играть»
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гр...
«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»
Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...
Консультация для родителей "Речевые игры: что это такое и как в них играть"
Что же такое "речевая игра"? Любые ли стихи могут стать речевой игрой?...
"Речевые игры: что это такое и как в них играть?"
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гру...
«Речевые игры. Что это такое и как в них играть»
Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интен...