Родительское собрание в старшей группе на тему «Формирование связной речи дошкольников»
учебно-методический материал

Иваниченко Ирина Георгиевна

Цель: формирование у дошкольников связной речи через ознакомление с культурой, традициями и обычаями России, в процессе организации различных видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx553.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)

__________________________________________________________________

238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,

ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698










Родительское собрание в старшей группе

Тема «Формирование связной речи дошкольников»


Выполнил:

Воспитатель высшей категории

Иваниченко Ирина Георгиевна






п. Константиновка, 2022г.

Родительское собрание на тему «Формирование связной речи дошкольников»

Цель: формирование у дошкольников связной речи через ознакомление с культурой, традициями и обычаями России, в процессе организации различных видов деятельности.

План собрания:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. «Слово – лодочки» - проект
  3. Разное

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о том, как формировать у дошкольников связную речь. Все мероприятия, которые проводились в нашем детском саду с сентября по ноябрь этого года – всё входило в первую годовую задачу.

С детьми было проведено большое количество бесед на разные темы, провелись и такие мероприятия как «День знаний», «День пожилого человека», «День отцов», «День матери», «Осенины», «День народного единства», «День рождения Деда Мороза» и другие.

В ходе всех бесед мы – педагоги стараемся сформировать у детей связную речь. На данном этапе это становится самым главным, потому что не все ребята могут выражать свои мысли и говорить полными предложениями. Мало кто из детей отвечают полными ответами.

Поэтому сегодня мы будем говорить о том, как развивать речь, как запомнить буквы, которые мы изучаем, что нужно делать, чтобы у детей не пропал интерес формированию навыка чтения, чем разнообразить свободное время детей, чтобы это время уходило с пользой, как начать обучать чтению дома.

Хочу представить вашему вниманию книгу «Слово – лодочки»

Юлии Пчелинцевой.

 Прочитав книгу от начала до конца, я поняла, что обучать детей правильному навыку чтения можно с младшего возраста, так как дети очень любознательны, впитывают как губки, могут усваивать много информации.

Основная идея курса: дети изучают буквы, звуки; складывают буквы в слоги; обрабатывают навыки чтения с помощью волшебных «словолодочек».

Книгу можно использовать на любом этапе подготовки ребёнка – знает ли он только звуки и буквы, складывает ли уже слоги, или же начинает читать слова по слогам.

Цепочка обучения такова: Звуки – Слоги – Слова – Смысл.

Самое главное – система занятий и не важно 10 минут или 25, важна продуктивность.

Шаг 1. «Система»

Шаг 2. «Атмосфера»

  1. Создать легенду.
  2. Применять только те предметы, которые не используете в обычной жизни. (клей, карандаши или фломастеры).

Шаг 3. Алфавит «Капельки чтения»

  1. Знакомство с буквами: рассмотреть, вспомнить какие буквы бывают, как они различаются. У нас 33 буквы, из них 10 гласных, два знака, которые не имеют звука, и остальные согласные буквы. Про гласные мы говорим, что они могут быть показаны голосом: при произнесении этих звуков нет препятствий ни языку, ни зубам, ни губам. Легко поются.  
  2.  Рассмотрим алфавит, который дан в книге. Гласные буквы здесь выделены красным цветом, а согласные – чёрным. Почему? Потому что при обучении чтению, по рекомендации

Ю. Пчелинцевой, детям не нужно знать, что согласные могут быть твёрдыми и мягкими, что есть гласные, которые придают твёрдость и мягкость согласным, что есть звуки, которые дают два звука. Эти понятия детям будут объясняться в 1 классе школы. Автор рекомендует лишь поверхностно знакомить дошкольников с этими свойствами звуков, не акцентируя на этом особого внимания.

Обратите внимание, под каждой буквой стоит капелька.

  -  Почему именно капельки?

А потому, что это понятный детям образ, объём которого указывает на длительность произношения звука и даёт возможность отличить гласную от согласной.

  Например, если капелька большая, мы говорим ребёнку: «Представь, как большая тёплая капля дождя капает. Как мы с вами прочитаем? АААА»                

  Цель первого занятия – прочитать весь алфавит. Читаю и показываю букву одновременно. Дети повторяют: АААА, Б, В, Г, Д, ЕЕЕЕ…. Желательно повторять алфавит каждый день в правильной последовательности, чтобы было запоминание. Так же можно и поиграть с алфавитом.    

Игры: «Найди все гласные», «Покажи букву, которую выучили сегодня», «Найди и назови знакомые буквы», «Назови и спрячь букву»,  и другие.

Шаг 4. «Слоговая таблица»

Как работать с таблицей? Для того чтобы прочитать слово        нам нужны не только звуки, но и открытые слоги.                     Открытый слог – первый звук согласный, второй гласный.        Закрытый слог – первый звук гласный, второй согласный.  

Закрытый слог в этой методике не используется. Почему? Для того, чтобы у ребёнка не закрепилась неправильная слоговая структура слова. Ребёнок ещё не понимает как правильно разбивать слова на слоги, например: правильно- о-зе-ро;  ребёнок прочтёт оз-ер -о. Смысл слова он не поймёт. У него везде будет закрытый слог. Поэтому с понятием открытых и закрытых слогов мы тоже детей не знакомим. Мы просто даём читать только открытые слоги.

Перед вами структурированная табличка. Обратите внимание: как и в алфавите, гласные буквы выделены красным, а согласные – чёрным. Это нужно для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Почему на этом следует делать акцент?

Потому что слог складывается из согласного и гласного. И только в такой последовательности они, звуки, садятся в лодочку и никак иначе.

Итак, у нас есть широкое синее море, где плавают много – много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов). Я говорю детям: «Давайте прочитаем, кто сидит в лодочке? ММММ, а рядом АААА. Звуки начинают петь песню: ММММ… Но этот звук очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААА. И мы читаем ММММАААА…»

А потом сразу переходим к пропеванию МО, МУ, МЫ, МЭ.

Игры:

 «Подбери букву» 

Буквы упали за борт, они тонут, спасите их. По очереди подсаживаем гласную в лодочку к согласному. Читаем слог, спасаем букву.

«Найди слово»

Цели: учить подбирать слог и образовывать новое слово, развивать логическое мышление, активизировать и пополнять словарь дошкольников.

«МЕ» - МЕЛ, МЕЛЬ, МЕТЕЛЬ, МЕХ….

«ЛИ» - ЛИСА, ЛИПА, ЛИСТ, ЛИФТ….

«БЕ» - БЕРЁЗА, БЕЛКА, БЕЛЫЙ…

Если дети затрудняются ответить, называю слова сама.

Шаг 5. «Изучение букв и звуков»

Как же правильно знакомить детей с буквами и звуками и с чего следует начать. Для ребёнка буквы – это как для нас китайские иероглифы, странные, непонятные знаки, которых к тому же ещё и много! Поэтому наша задача – не напугать ребёнка, а заинтересовать, поддержать интерес вплоть до 33-й буквы алфавита.

С какой буквы начать?

Автор предлагает несколько вариантов.

Вариант 1. Учить по алфавиту: А,Б, В, Г, Д…. Этот вариант можно выбрать, если ребёнку почти семь лет, а он ещё не знает ни одной буквы. В таком случае мы убиваем сразу двух зайцев: учим и алфавитную последовательность, и буквы со звуками.

Вариант 2. Разбиваем буквы по схожести написания и учим блоками.

Например, первый блок может включать О, С, Э, В, Б, З, Ф, Р, Я; второй блок – А, Л, Д;                                                                    третий блок – П, Г, Е, Ё, И,Й, М, Н, Т, Ц, Ш, Щ, Ю, Ч, Ы;              

четвёртый блок – К, Х, Ж, У.

Вариант 3. Учить сначала гласные, потом согласные, добавляя по одной букве. Опять же учитывать нужно тех детей кто плохо говорит, ходит к логопеду. С этими детьми обучение будет идти дольше.

На стадии узнавания наша (ваша) задача – акцентировать внимание детей (ребёнка) на том, какую букву выучили сегодня, вчера, неделю назад, обращать на неё внимание, показывать её повсюду: крепить на доске, находить в книгах, рисовать на песке, земле, снеге, муке, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.

В нашей игре на занятии мы показываем букву на волшебном алфавите, слоговой таблице, и на словолодочках. А дальше идёт самое интересное: чтобы ребёнок запомнил образ буквы, ему нужно её потрогать (Игра «Волшебный мешочек» 

Цель: достать букву, узнать её и назвать.), вместе с ребёнком нужно смоделировать каким -то образом эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, сделать на картоне аппликацию из цветной бумаги или посыпать горохом любой  мелкой  крупой, бусинками, блёстками, макаронами, верёвочкой.

Нужно искать сходство окружающих предметов с буквой, которую учили.

О – обруч, часы, объектив фотоаппарата.

М – забор вокруг Кремля.

С – на ручку двери.

Можно менять способы обучения каждый раз, можно сотворить каждую букву в определённом формате и в конце обучения может появится свой весёлый алфавит.

Шаг 6. «Писать буквы обязательно»

Необходимо с детьми обсудить, зачем вообще писать сразу, когда учишь букву, можно же просто выучить?

Следует учиться писать буквы сразу в момент знакомства с ними потому, что в процессе написания буквы работают сразу несколько видов памяти.

Слуховая, потому что мы называем букву, которую дети должны написать.

Зрительная, потому что ребёнок видит букву, которую он пишет.

Тактильная (правильнее двигательная), потому что он сам совершает движения и рука запоминает контур буквы.

Игры: «Обводика», где ребёнок должен соединить, обвести, провести, довести линии.

«Лабиринт», в которых нельзя дотрагиваться до стен (они колючие, липкие, скользкие).

«Волшебный архитектор», сделать три картины абсолютно одинаковыми. Задание на внимательность, на логику, и на сравнение, постановку руки к письму.

«Заполни картинку», например, в облаке рисуем много голубых букв О. И букву закрепляем и тренируем руку.

«Упражнения с буквами»

«Найди букву Ш»

Цель: найти в ряду букв (или письме от Деда Мороза, или Совушки и т.д.) все подозрительные шапки, которые прячутся под буквами Ш.

Задача: найти и раскрасить жёлтым цветом.

Можно усложнить задачу: «Букву О обведи в квадрат, а букву А зачеркни» и т.д.

«Собери буквы в мешок Деда Мороза»

Буква О – мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые – как буква О. Задача детей – собрать все мешки (закрасить, выбрать из всех рассыпанных букв, зачеркнуть и т.д.), чтобы все зверушки в лесу остались с подарками.

Игра «Помощники» (Таблицы с.1-4)

Помощники нужны для верного масштабирования буквы. Помощники дают не только ограничение по высоте буквы, но и по её ширине. На листах – помощниках даны границы – высота и ширина. Если кто – то захочет сделать свои листы, нужно обратить на три важных момента.

  1. Помощники располагаются уже в готовой строке.
  2. На одном листе таких помощников должно быть очень много, но они должны быть разными по высоте от большего к меньшему.
  3. В строке должна быть возможность самостоятельно писать букву (без помощника).
  4. Написание букв ведётся сверху вниз – это фундамент для правильного написания  букв в дальнейшем.

Шаг 7. «Упражнения на слияния слогов»

Можно сделать абак на картоне с окошком для гласной буквы, в ряд напечатать согласные буквы, которые прошли. Дети учатся читать подставляя к согласным, например А.

Можно соорудить кубик со слогами.

Игры:

«Построй башню», составить башс круглыми окнами. Строим и читаем МО, ЛО, ТО…. «Паровозик», «Всех пассажиров с буквой А просим занять места. Поезд отправляется в Калининград – Москва и отходит с третьего пути.» Строим и читаем МА, ЛА, ТА …. И так ездим по городам.

«Игра в слоги», рисуем на большом листе картину, кто что хочет: солнце, радугу, небо, рыбок и обязательно море.

Цель: с помощью этого упражнения ребёнок должен закрепить открытый слог и научился видеть его даже в середине слова.

Как работать с такой картинкой?

Ах как много лодочек и буквы рассыпались. Наверное, был шторм! Нужно рассадить всех пассажиров (буквы) по местам. Вспоминай, первым в лодке сидит согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как ты думаешь, кто плывёт в этой лодке?  БАААА – баран, верно!

- Кто плывёт на следующей?

- Куда они плывут? (МЫ – МЫЛО, за мылом.)

В этом случае мы не только учим слоги и учимся их сливать, но и работаем с фонематическим слухом, а также пополняем словарный запас ребёнка.

Игра «Вырезалки – словолодочки» - это лодочки разрезанные пополам. (с. 5-7)

 Если соединить с гласными буквами, то получится слог, который прочтёт ребёнок. Например, возьмём букву П и длинный хвостик с гласными и подставляем половинку лодочки, начиная сверху. Сначала ребёнок читает ПА, затем ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ. Когда дошли до ПЭ, внизу образуется пример на сложние или вычитание. Как только решите его, переходите к следующему заданию.

   Шаг 8. «Волшебные словолодочки»

В чём главная ценность словолодочек?  В том, что слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными.) Ребёнок видит слово целиком, и это очень важно для понимания прочитанного, и для скорости чтения.

Для чтения слов целиком есть карточки, при чтении которых ребёнок видит полностью слово, видит слог, который плывёт в лодке и букву, следующую за лодкой или же вторую лодку со слогом. Сначала учится читать короткие слова, затем слова состоящие из двух слогов и так далее.

Можно давать читать по карточкам по несколько слов – словолодочек. Например, сегодня ребёнок прочитал 5 слов, завтра 7, через пару дней 9 и т.д. Это гораздо эффективнее, чем когда мы заставляем ребёнка читать столбцами слогов.

Давайте представим, что происходит у ребёнка в голове, когда он пытается прочитать слово КОТ. Ребёнок вспоминает К, потом О, потом связывает ККККОООО, потом добавляет Т. Это большая работа для ребёнка.

- Как вы считаете, может ли ребёнок тут же определить, что за животное? Нет, конечно! Не надо и спрашивать у него о том, что он только что прочитал. И самое главное, никогда не просите повторить и перечитать слово заново. Никогда. Частый возврат к прочитанному провоцирует регрессии и впоследствии не даст ребёнку читать быстро и с удовольствием.

- Что же делать?

Терпеливо отрабатывать навык чтения и ждать, когда ребёнок

сам поймёт смысл прочитанного. Представьте, как дошкольник улыбнётся, как он будет счастлив, что он сам прочитал первое слово и понял, что именно прочитал!

Начинать читать слова нужно из двух букв, потом из трёх и т.д. Прибавляем количество букв, только убедившись, что слова прочитываются с пониманием смысла. Обычно это понимание приходит с повышением скорости чтения.

Как только ребёнок начинает читать словолодочки из дести букв с пониманием прочитанного, можно ему предложить к чтению обычную книжку (без вертикальных и горизонтальных разделителей слогов, с крупным шрифтом и, конечно, с красочными картинками).

Шаг 10. «Понимание прочитанного»

Мы подошли к самому важному: как отработать понимание прочитанного с первого раза и как сделать так, чтобы дети не просто читали (слушали) книжки, но ещё и могли их пересказать.

Давайте проведём маленький эксперимент. Сейчас вы сами прочтёте текст, а потом я расскажу про секрет. (Читать и представлять всё – всё, как будто смотрите фильм.)

Родители читают текст.

- Сдайте тексты.

- А теперь, пожалуйста ответьте мне на вопросы:

- О каком времени суток говорится в тексте?

- О каком времени года?

- Из каких деревьев состоял лес?

- Какие животные упоминаются в тексте?

- А какие птицы?

Секрет: Читать и представлять всё – всё, как будто смотрите фильм.

Визуализация того, что читаешь. Читаешь и представляешь картинки в голове, образы персонажей, т.д. - развиваем образную память. Именно она нам нужна для понимания прочитанного с первого раза. Именно образную память мы с вами должны тренировать и развивать в детях.

Плывём дальше. Важная составляющая успеха – это дать

необходимое время на обработку скорости чтения. То есть такой скорости, которая будет достаточной для понимания прочитанного. Как понять, что ребёнок достиг нужной скорости? Он сам скажет: «Я понял», только так, другого способа нет. Нужно набраться терпения и хвалить ребёнка за простое, механическое чтение. Постоянно приободрять, поддерживать и уверить, что он читает на самой быстрой детской скорости.

Как ещё можно ускорить процесс? Очень полезны будут раскраски по цветам. Ребёнок сам должен прочитать цвет, каким раскрашивать тот или иной элемент раскраски. Даже если дошкольник только начинает читать, ему не составит труда догадаться по первому слогу, что  го - голубой, кра – красный, зе – зелёный. При этом слово и его написание запомнится ему целиком.

Практический совет от автора:

Читать ребёнку с последующими вопросами:

  1. Автор
  2. Название
  3. Главный герой
  4. Положительные качества героя
  5. Почему победило зло? (Или чему нас учит автор в этом произведении?)
  6. Какого цвета было…
  7. Сколько времени было, когда… (или понадобилось, чтобы…)
  8. В какое время?
  9. В каком месте?

10.Во что был одет…

Чем конкретнее будут вопросы, тем старательнее ребёнок станет запоминать следующий рассказ. Таким образом замечательно тренируется образная память.

               Изображение выглядит как текст, внутренний, стена, потолок  Автоматически созданное описание

         Изображение выглядит как внутренний, пол, комната, загроможденный  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

Родительское собрание в старшей группе по теме: «Формирование культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в старшей группе по теме: «Формирование культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста»...

Презентация родительского собрания в средней группе на тему "Формирование трудолюбия у дошкольников"

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут...

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...