Как проводить звуковой анализ слова?
консультация

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у  своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.  Читать далее:

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная

речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как проводить звуковой анализ слова

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у  своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.  Читать далее:

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная

речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме.   

     Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их

необходимо устранить.

      К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у  своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.

       Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления.   Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к

развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

      С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка»  и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение

ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, вы

должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной.

Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.  

На начальном этапе следует  привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом.  Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

- А сейчас вспомним:

  1. 1. Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

Гласные. Назови эти звуки. (А У И О Э Ы)(Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными?

 Правило:

 «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся».

«Сколько гласных, столько и слогов»

 Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.

А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;

Я, Е, Ю, И, Е -  обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.

Согласный звук может быть:

-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова.

Твердый  звук обозначается синим квадратиком или кругом;

 

-мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ - всегда мягкий.

Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М», чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.

Звук глухой согласный звук, потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси 

«Ф-Ф-Ф», почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно

закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

 

 

 

  1. Буквы видим и пишем.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает

 называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает   детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок

лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе  (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются

следующие задания:

- На что похожа буква?

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

  1. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.

Слово - состоит из слогов.  Предложение - состоит из слов.

 И помните  главное!!!

   —  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

 — чаще общайтесь с  ребенком;

 — чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь,  ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

памятка для родителей- как проводится звуковой анализ слова

примеры, как проводить звуковой анализ слова...