Как проводить звуковой анализ слова?
консультация
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду. Читать далее:
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная
речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как проводить звуковой анализ слова? | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Как проводить звуковой анализ слова
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду. Читать далее:
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная
речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме.
Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их
необходимо устранить.
К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к
развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение
ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, вы
должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной.
Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
- А сейчас вспомним:
- 1. Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:
Гласные. Назови эти звуки. (А У И О Э Ы). (Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными?
Правило:
«Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся».
«Сколько гласных, столько и слогов»
Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть:
-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова.
Твердый звук обозначается синим квадратиком или кругом;
-мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак).
Й, Ч, Щ - всегда мягкий.
Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М», чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.
Звук глухой согласный звук, потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси
«Ф-Ф-Ф», почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно
закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.
- Буквы видим и пишем.
Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает
называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок
лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются
следующие задания:
- На что похожа буква?
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
- Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.
Слово - состоит из слогов. Предложение - состоит из слов.
И помните главное!!!
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребенком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...
Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"
Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
памятка для родителей- как проводится звуковой анализ слова
примеры, как проводить звуковой анализ слова...