"Развиваемся, играя!" картотека игр и упражнений для детей 5-7 лет.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Елена Рыбачёк

Картотека игр и упражнений для детей 5-7 лет. Рекомендовано родителям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

 на развитие мелкой моторики

  1. Графические задания (штриховка, графический диктант, задания по пунктирной линии/точкам/цифрам, завершение графического узора/рисунка)
  2. Игры с предметами (игры с песком и сыпучими веществами, игры с крупами и семенами, игры с пуговицами, игры с веревочками, игры с бумагой, игры с прищепками, игры со спичками и счетными палочками, игры с мячом)
  3. Пальчиковая гимнастика

Игры и упражнения

на развитие восприятия дошкольников

  1.  «Разрезные картинки».  Картинку из журнала/открытку можно разрезать на 5-7 частей. Собирать картинку можно с опорой на образец.
  2. «Лабиринты». Можно использовать готовые лабиринты. А можно придумать и нарисовать самостоятельно.
  3.  «Узнай по звуку». Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
  4. «Найди пару». Участникам игры предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых предметов.

Игры и упражнения

на развитие внимания

  1. «Наблюдательность». Необходимо по памяти описать участок  детского  сада, путь из дома в детский  сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз (детская игровая площадка, дорога в магазин).
  2. «Горячо – холодно». Ведущий прячет небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты.  Участник должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками.
  3. «Найди отличия».  Ребенку предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Картинки можно изготовить самостоятельно или воспользоваться интернет-ресурсом.

Игры и упражнения

на развитие памяти.

  1.  «Экран». На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Участники «фотографируют» своим внутренним взглядом эти предметы и  отворачиваются, а ведущий делает некоторые изменения. Далее участники поворачиваются и находят изменения.
  2. «Запоминаем вместе». Один участник  называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
  3. «Пары картинок». Для игры необходимо 7-8  парных картинок, связанных друг с другом по смыслу. Пары картинок располагаются перед участниками.  Через 1-2 мин  картинки с правого ряда закрываются. Задача участников -  глядя на оставшиеся картинки, назвать  те, которые спрятаны.
  4. «Слушай и исполняй». Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были      заданы.

Игры и упражнения

на развитие мышления.

  1. «Деление целого на части». Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку: Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части. (Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.)

  1. «Отгадывание  загадок».
  2.  «Классификация». Попросите ребёнка перечислить окружающие вас предметы, которые имеют определенную геометрическую  форму, цвет, размер и т.д.
  3. «Последовательность событий».  Для выполнения упражнения можно использовать серию сюжетных картинок (4-6 картинок). Задача ребёнка расположить их в правильной последовательности и составить рассказ.

Можно использовать семейные фотографии.

  1. «Поиск закономерностей».

- «Назови одним слово» (например:  стул, стол, кровать - МЕБЕЛЬ)

- Продолжить узор (ряд). Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

Игры и упражнения

 на развитие речи.

  1. «Скажи наоборот». Взрослый называет  

слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти  и т. д.

  1. «Продолжи цепочку».  Взрослый называет одно - два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать  и т.д
  2. «Из чего сделано (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
  3. «Закончи предложение» 

Например:

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Игры и упражнения

на формирование способности к самоконтролю и произвольности.

  1. «Да и нет» - не говори. Взрослый задаёт ребёнку вопросы, на которые нужно ответить очень быстро, избегая слов «да» и «нет». В игре можно использовать мяч.

Например:

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?

ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?

  1.  «Повторение ритма». Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить.

Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами.

Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

  1.   «Молчу - шепчу – кричу». Ребёнку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках.

Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу".

Игры и упражнения

на развитие эмоционально-личностной сферы.

  1. «Мимическая гимнастика».   Взрослый просит ребёнка  изобразить эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

  2.  «Лица». Взрослый показывает ребёнку      

 смайлики, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

- гнев, злость, -страх,- стыд,

- презрение, - отвращение,

Задача ребёнка назвать эмоцию, описать ситуации, когда человек может испытывать эти эмоции.

«Развиваемся, играя»

https://ufads305.edu-rb.ru/files/news/42b6cbca07.jpg

Картотека игр и упражнений для детей 5-7 лет.

Подготовила:

Е.В. Рыбачёк

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваемся - играя!": использование игр и упражнений для духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Если развитие движений пальцев...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

"Развиваем речь детей, играя" (картотека речевых игр)

quot;Развиваем речь детей, играя"(картотека речевых игр)...

Развиваем речь играя. Картотека логоритмических игр и упражнений

Картотека логоритмических упражненийЧто такое логоритмика и зачем она нужна?Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые н...

Через движение развиваем речь. (Картотека игр и упражнений + видео)

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.Ж. Руссо Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье....

Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков....

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИГРАЯ ДОМА . Игры и упражнения для детей 5-7 лет

Воображение - это психический процесс позволяющий создавать новые образы, представления на основе собственного опыта... Развитие воображения ребенка требует  особого внимания. Воображение формиру...