РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИГРАЯ ДОМА . Игры и упражнения для детей 5-7 лет
консультация (старшая, подготовительная группа)

Самойленко Виктория Владимировна

Воображение - это психический процесс позволяющий создавать новые образы, представления на основе собственного опыта... Развитие воображения ребенка требует  особого внимания. Воображение формируется средствами "детских" видов деятельности - игры, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства. Для этого существует много игр и упражнений, в которых ребенку нужно самостоятельно придумать что то новое, необычное...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie-statya.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем воображение детей,

играя дома

игры и упражнения для детей 5 – 7 лет

подготовила

Самойленко В. В.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 64»

г. Таганрог

http://www.anapa.info/autosized/1000x1000_r/13203299486675.jpg

    Воображение — это психический процесс позволяющий создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Воображение представляет собой отражение действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. 

   Развитие воображения ребёнка требует особого внимания, так как в детском творчестве проявляются эмоции, чувства, взаимодействие с окружающим миром. Именно по личному опыту ребёнок создаёт свои первые произведения: рисунки, поделки, выдумывает истории. Воображение формируется средствами «детских» видов деятельности – игры, конструирования, восприятия сказок, многообразных разновидностей художественного творчества, самостоятельного сочинительства.

   Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5–12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Игры и упражнения для развития воображения у старших дошкольников

«Кляксография» Игра направлена на развитие творческого воображения и целостного восприятия.

Для игры вам понадобятся краски, кисть, бумага.

Как играть: на середину листа поставить кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согнуть лист пополам, кляксой внутрь. Разогните лист – получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что похоже? Дорисуйте детали.

 «Облака, белогривые лошадки…» Игра развивает творческое воображение и целостное восприятие.

Для начала понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они: веселые, грустные? Фантазируйте вместе с ребенком.

Закрепляем: нарисуйте облако: на что оно похоже? На лошадку – дорисуйте хвост и гриву, на зайца – дорисуйте уши.

«Дорисуй фигуру» Игра развивает творческое воображение и целостное восприятие.

Как играть: на листе бумаги изобразите несколько геометрических фигур и попросите ребенка дорисовать к ним детали так, чтобы из каждой фигуры получился какой-либо предмет.

«Что было бы, если…» Игра развивает связную речь, воображение.

Как играть: спросите малыша, что было бы, если, например, машины бы летали или взрослые стали бы маленькими, а дети большими и так далее. Тематика может быть абсолютно любой, а сами вопросы смешными и нелепыми – это только еще больше замотивирует ребенка мыслить творчески.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем…»  Игра развивает глагольный словарь, творческое воображение, тренирует сообразительность.

Как играть: взрослый показывает ребенку любое действие (играет на дудочке, барабане; прыгает на скакалке, пилит дрова, гладит белье и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно если он назовет не то, что вы загадали – главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадывайте.

Усложняем: можно показывать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а потом моет посуду). В эту игру можно играть не только дома, но и во дворе.

«Кто кем будет/был?» Игра развивает связную речь, творческое воображение и мышление.

Как играть: спросите у ребенка кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, икринка, мука и т. д. Желательно чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть – птенец, змея, крокодил; из муки – хлеб, макароны, булочка.

Можно выбрать другой вариант игры: «Кем был (чем был) раньше: цыпленок (яйцо), мука (зерно)?»

В эту игру можно играть каждый день и везде (дома, на улице, в дороге…).

«Придумай интересную историю» Данное упражнение развивает связную речь, воображение.

Предложите ребенку придумать необычную историю или сказку о любых самых обычных вещах: плюшевая игрушка, блокнот, ключи и т. д. Помогите ребенку придумать начало истории, используя для наглядности имеющиеся вещи. Например: «Жили – были ключи. Самый большой ключ – папа. У него была резная бородка… (продолжите рассказ). Так они жили своей дружной семьей в своем домике – ключнице».

   Современный мир требует от человека умения находить нестандартные решения задач. Уже в начальной школе ребенок сталкивается с заданиями, для успешного выполнения которых необходим креативный подход.   Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях.  Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения. Для этого существует множество игр и упражнений, в которых малышам нужно самостоятельно придумать что-то новое и необычное. И не забывайте показывать ребенку пример, ведь дети копируют поведение взрослых: играйте и фантазируйте вместе с ним.

Не бойтесь того, что фантазии унесут вашего ребенка неизвестно куда.

Это пройдет.

А останется его смекалка, сообразительность,  

творческое мышление.

Список литературы:

  1. Ансимова Н.П. Общая психология: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2013.
  2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2000.
  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., 1978.
  4. Бухсаева Т. А., Лавриненко В. С., Скрыпаль Э. А., Пряничникова О. В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....

Играем дома. Игры и упражнения по теме "Рыбы"

Представлены игры и упражнения по развитию мелкой моторики, лексики, грамматического строя, связной речи по лексической теме "Рыбы"....

Играем дома. Игры и упражнения по теме "Насекомые"

Представлены игры и упражнения по развитию мелкой моторики, лексики, грамматического строя, связной речи по лексической теме "Насекомые"...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...

Доклад для воспитателей на тему: «Развиваем воображение: почему детям нравится играть простыми вещами».

Уважаемые педагоги!Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. И...

Консультация "Играем дома. Игры и упражнения для автоматизации звуков"

Превратите трудную работу над звуком в увлекательную игру! Предлагаемые игры и игровые упражнения. значительно облегчат процесс автоматизации звуков в речи вашему ребенку...