Особенности речевого развития детей среднего возраста
материал (средняя группа)
Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech._razvitie_srednego_vozrasta_rod.sobr_.9.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У дошкольника пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам многие дети произносят шипящие звуки, а после 5 лет появляются и звуки Л, Р. Итак, в идеале к 5 годам произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На 5 году жизни словарь ребенка возрастает до 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия , местоимения , предлоги, появляются обобщающие слова ( посуда, одежда, мебель , овощи, фрукты и др.).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало . Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: « хочут » вместо хотят, «красная» мяч . Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду и невропатологу.
Известный французский писатель и педагог Жозеф Жубер говорил : « Детям нужны не поучения, а примеры !». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь у ребенка - результат общения взрослого с ребенком!
Состояние активной речи. Состояние пассивной речи. Уровень сформированности общей, мелкой, артикуляционной моторики. Что исследуется логопедом:
Недостатки речи Можно говорить о нарушениях речи: Если ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Если при сохранном слухе к трём годам у малыша отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения. Если к 4,5 – 5 годам у ребёнка имеется общая смазанность , нечеткость речи. Звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, в речи присутствуют многочисленные замены: оглушение согласных, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, вместо К, Г произносятся Т, Д и наоборот, вместо шипящих произносятся искаженные свистящие (Ш— Сь , Ж— Зь , Щ— Сь ) и др. Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: Р - горловое; Р - одноударное (произносимое без вибрации кончика языка); Л - двугубное , похожее на английское W; свистящие звуки С, З, Ц - произносятся с просовыванием кончика языка между зубами.
Эти недостатки речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Такие нарушения диктуют необходимость проводить занятия по развитию и коррекции речи. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество и качество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Причины нарушений речи у детей Негативные факторы в период беременности и родов. «Педагогическая запущенность» — ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе. Здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Такому малышу необходима помощь квалифицированных специалистов.
Причины нарушений речи у детей Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет. Наследственные факторы. Снижение слуха. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. Сосание пальца, соски. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
Дорогие родители! Необходимо обращать внимание на любые мелочи, которые могут привести к серьезным проблемам в речевом развитии детей. Если вас что-то смущает в речи ребенка, лучше сразу обратитесь к специалистам. Не ждите, что «само всё пройдет». Помните, что чем раньше вы выявите проблему, тем быстрее она может быть решена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр для родителей.НОД ОО "Познание"-"Пирамида, призма".Средний возраст."средней группе.
16 октября 2012 года для родителей прошло занятие с детьми средней группы по математике. На этом игровом занятии дети познакомились с призмами, пирмидой, учились рисовать паспорт прямоугольной призмы,...
Родительское собрание в средней группе "Что такое патриотизм и надо ли его воспитывать у детей среднего возраста"
Родительское собрание на тему "Патриатическое воспитание детей среднего возраста"...
Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»
Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...
Консультация для педагогов младшего и среднего дошкольного возраста "Игровая деятельность детей младшего и среднего возраста"
Выступление на педсовете...
Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»
Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"
Конспект нОД для детей средней группы "Использование наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....