Особенности речевого развития детей среднего возраста
материал (средняя группа)

Теленченко Татьяна Анатольевна

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech._razvitie_srednego_vozrasta_rod.sobr_.9.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития д етей среднего возраста Подготовила: учитель-логопед Теленченко Т.А. ГАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 7

Слайд 2

У дошкольника пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Слайд 3

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам многие дети произносят шипящие звуки, а после 5 лет появляются и звуки Л, Р. Итак, в идеале к 5 годам произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

Слайд 4

На 5 году жизни словарь ребенка возрастает до 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия , местоимения , предлоги, появляются обобщающие слова ( посуда, одежда, мебель , овощи, фрукты и др.).

Слайд 5

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало . Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: « хочут » вместо хотят, «красная» мяч . Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Слайд 6

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду и невропатологу.

Слайд 7

Известный французский писатель и педагог Жозеф Жубер говорил : « Детям нужны не поучения, а примеры !». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь у ребенка - результат общения взрослого с ребенком!

Слайд 8

Состояние активной речи. Состояние пассивной речи. Уровень сформированности общей, мелкой, артикуляционной моторики. Что исследуется логопедом:

Слайд 9

Недостатки речи Можно говорить о нарушениях речи: Если ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Если при сохранном слухе к трём годам у малыша отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения. Если к 4,5 – 5 годам у ребёнка имеется общая смазанность , нечеткость речи. Звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, в речи присутствуют многочисленные замены: оглушение согласных, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, вместо К, Г произносятся Т, Д и наоборот, вместо шипящих произносятся искаженные свистящие (Ш— Сь , Ж— Зь , Щ— Сь ) и др. Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: Р - горловое; Р - одноударное (произносимое без вибрации кончика языка); Л - двугубное , похожее на английское W; свистящие звуки С, З, Ц - произносятся с просовыванием кончика языка между зубами.

Слайд 10

Эти недостатки речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Такие нарушения диктуют необходимость проводить занятия по развитию и коррекции речи. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество и качество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Слайд 11

Причины нарушений речи у детей Негативные факторы в период беременности и родов. «Педагогическая запущенность» — ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе. Здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Такому малышу необходима помощь квалифицированных специалистов.

Слайд 12

Причины нарушений речи у детей Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет. Наследственные факторы. Снижение слуха. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. Сосание пальца, соски. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

Слайд 13

Дорогие родители! Необходимо обращать внимание на любые мелочи, которые могут привести к серьезным проблемам в речевом развитии детей. Если вас что-то смущает в речи ребенка, лучше сразу обратитесь к специалистам. Не ждите, что «само всё пройдет». Помните, что чем раньше вы выявите проблему, тем быстрее она может быть решена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр для родителей.НОД ОО "Познание"-"Пирамида, призма".Средний возраст."средней группе.

16 октября 2012 года для родителей прошло занятие с детьми средней группы по математике. На этом игровом занятии дети познакомились с призмами, пирмидой, учились рисовать паспорт прямоугольной призмы,...

Родительское собрание в средней группе "Что такое патриотизм и надо ли его воспитывать у детей среднего возраста"

Родительское собрание на тему "Патриатическое воспитание детей  среднего  возраста"...

Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"

Конспект нОД для детей средней группы "Использование  наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....