Консультация для родителей. Знакомим дошкольников со временем.
консультация (подготовительная группа)
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника,. Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не сформированы временные представления. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка определять время по часам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомим дошкольников со временем. | 66.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Знакомим детей со временем
Подготовил воспитатель: Мишанова О.В.
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1класса. Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не сформированы временные представления. В школе ученики должны уметь работать в одном темпе, управлять своими действиями во времени. Первоклассникам необходимо научиться: не опаздывать на занятия, вовремя начинать приготовление уроков дома, все успевать. Для этого необходимо уметь определять время по часам. |
Но, ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания и овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо развивать у ребенка чувство времени.
Прежде чем начать учить дошкольника определять время по часам, необходимо ознакомить его с названиями частей суток, дать представление об их последовательности. После того как малыш усвоил название частей суток, научился их определять и правильно называть, можно приступать к знакомству с наречиями «сейчас», «сегодня», «вчера», «завтра». Для этого надо об одном и том же ярком событии поговорить трижды в настоящем, будущем и прошедшем времени. Постепенно у ребенка должно сложиться элементарное представление о текучести и непрерывности времени.
Далее, если дошкольник уже умеет считать и знаком с цифрами, можно приступать к следующему этапу – обучению определять время по часам.
Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. Очень часто создаётся впечатление, что ребёнок шести – семи лет вот – вот научится точно определять время. Но, проходят месяцы, а путаница продолжается. Эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата – часовой и минутный, для детского ума колоссальная нагрузка, и учить малыша по таким часам не следует.
Для начала удалите минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остаётся 12 чисел и деление времени на часы. Такого грубого дробления для малыша предостаточно. Пусть на это уйдёт год. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти». К этому следует переходить на следующем отдельном этапе. Не форсируйте события. И только, когда ребёнок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую – минутную стрелку.
Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только короткую часовую.
Расскажите ребенку, что круг с цифрами называется «циферблатом», а стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая». Объясните, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребёнка покрутить её в нужном направлении.
Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребёнка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т. д.) или наоборот, час назад (два, три и т. д.)
Когда ребёнок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощённом виде, прикрепите на ваш циферблат вторую длинную минутную стрелку.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная». Закрепите эти знания: попросите показать, где какая стрелка; спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.
Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два, три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребёнка поставить её в это положение и покрутить стрелку по кругу, устанавливая то или иное время «ровно». Предложите изобразить реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку, которая за один час проходит целый круг. Спросите ребёнка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдёт не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребёнка самостоятельно выполнять подобное задание.
Давайте ребёнку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
• через полчаса;
• через два (три и т. д.) часа;
• через два с половиной (три с половиной и т. д.)
или было:
• полчаса назад;
• полтора часа назад;
• два (три и т. д.) с половиной часа назад.
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребёнка:
- сколько времени прошло, если было…
- сколько времени пройдёт, если будет…
- сколько времени осталось до….
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребёнку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого - 5 минут. Покажите ребёнку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т. д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Внимание! Макет часов должен быть достаточно большим, чтобы на его циферблате смогли уместиться все 60 чёрточек-минут!
Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребёнка показать положение стрелок, которое будет:
• через 5 (10, 15, 20, 35 и т. д.) минут;
• через полчаса
(не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда равно полкруга);
• через час (два, три и т. д.);
• через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т. д.);
• через час и 5 (15, 35 и т. д.) минут.
которое было:
• 5 (10,15,25 и т. д.) минут назад.
После этого покажите ребёнку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т. д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закреплении новых знаний.
Расскажите ребёнку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» это тоже самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображённое на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребёнку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом. Не забывайте обращать внимание ребёнка на время, изображённое на реальных часах.
Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания: • Изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдёт 2 часа (или любой другой отрезок времени); • Изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдёт времени, когда на часах будет… и т. д. |
Составьте вместе с ребёнком распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.
Расскажите ребёнку, что когда-то не было ни электронных, ни механических часов. Для измерения отрезков времени люди пользовались солнечными часами, песочными, водяными, другими незамысловатыми приборами. Потом человечество научилось делать часы, подобные современным. Сначала это были огромные башенные часы. Потом часы становились меньше, появлялись новые технологии…
Но некоторые из нехитрых приспособлений прежних веков живы до сих пор. Например, песочные часы. Купить простейшие песочные часы можно в аптеке. Они бывают на одну, три, пять минут. Приобретите, например, часы на одну минуту и на пять минут или на одну и на три.
Расскажите, как пользоваться песочными часами. Для начала предложите ребёнку проверить, действительно ли весь песок из одной половинки часов в другую пересыплется за одну минуту. Ребёнок садится напротив механических (кварцевых) часов с секундной стрелкой. Когда стрелка будет на цифре «12», переверните ваши минутные песочные часы. Пусть ребёнок посидит спокойно всю минуту и понаблюдает за стрелкой и за песком: сколько будет песка верху и внизу песочных часов, когда секундная стрелка на циферблате будет на отметке «3» или «6»…
Наблюдение за песочными часами помогает ребёнку:
- понять и почувствовать, что такое одна минута, три и пять минут.
- узнать, что можно успеть сделать за одну, три, пять минут:
- одеться на прогулку? - заправить постель? - сделать себе бутерброд? - сложить «паззл» из 24 деталей? - нарисовать палочек в тетради в клеточку, - угадать загадок, - придумать и написать слова из пяти букв, - присесть и встать, подпрыгнуть на одном месте. |
Придумывайте подобные задания в зависимости от возраста и возможностей ребёнка, если детей двое можно устроить небольшое соревнование.
На прогулке в хорошо освещённом месте нарисуйте на земле круг. Воткните в центр круга прямую, длинную палочку. Каждый час отмечайте чёрточкой, куда падает тень, делайте отметки цифрами. Объясните малышу, почему тень движется. На завтра проверьте, на том же месте окажется тень или нет, сверяясь по наручным часам.
Выполняя такие упражнения, Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, получаса, четверти часа);
- использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
Уважаемые родители![[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11337896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 180px; float: left;"}}]]Художественная лит...
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"
В консультации представлены практические упражнения для запоминания цифр....
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"...
Консультация для родителей "Знакомим ребенка со временем"
Даны конкретные рекомендации, как знакомить ребенка со временем, какие наглядные пособия можно применять для этой цели, приведена подборка стихов для запоминания детьми дней недели....
Консультация для родителей «Знакомим дошкольников с природой родного края»
Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для родителей "Знакомим детей с временами года!"
Рекомендации родителям, как интереснее познакомить детей с временами года....
Консультация для родителей "Знакомим детей со временем"
Знакомство со времен, важная задача каждого родителя. "Доброе утро", "спокойной ночи"-слышат наши дети каждый день, но как же правильно и доступно объяснить малышу понятие "вр...