Консультация для родителей «Как развивать память у детей».
консультация (подготовительная группа)

Завражина Таисия Викторовна

Консультация для родителей 

«Как развивать память у детей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Память - это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память человека – это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. По времени удержания образа память разделяют на: долговременную и кратковременную.

Кратковременная память – воспроизведение спустя несколько секунд после получения информации.

Долговременная память – способность хранить информацию в течение неограниченного срока, воспроизведение через достаточно длительное время. Память подразделяется и в зависимости от органа чувств, который участвует в восприятии: бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. В зависимости от вида информации память делится на словесную, образную и двигательную, а также эмоциональную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и т.п.)

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Зрительная  –  сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Запоминание в младшем дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что воспринимает, легко и точно припомнить в последствие). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно - образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Основная задача взрослых, родителей и педагогов – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей. Проверяем память у ребёнка. Взрослым стоит выяснить: как запоминает ребёнок? Какой объём информации может запомнить? Как долго сохраняется в его памяти эта информация и насколько правильно он сможет повторить то, что запомнил? Например, для проверки слуховой памяти предложите ребёнку игру «10 слов»: ребёнку зачитываются 10 слов. Например: стол, карандаш, мел, рука, дом, парк, часы, яблоко, окно, чашка. Если ребёнок 6 – 7 лет воспроизводит 5 - 6 слов – это говорит о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Зрительную память можно проверить предъявив ребёнку 10 картинок. Обычно ребёнок воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10.

Долговременная память проверяется так. Попросите вашего будущего школьника рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если рассказал правильно, всё прекрасно. Если сбивался и путался, значит, нужно потренировать память. Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее.

Используя различные вспомогательные средства для запоминания, можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания. Развитию произвольной и словесно - логической памяти у ребёнка помогут следующие игры и упражнения.

Игра «10 картинок» Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?» Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек».  Игра «Я – фотоаппарат». Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

Упражнение «Запомни пары слов» Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

Упражнение «Нарисуй и запомни» Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Как заниматься с дошкольником. Выделяйте каждый день 20 - 25 минут для занятий с ребёнком. Перед началом занятия создайте положительный эмоциональный настрой.

Главное, чтобы ребёнок не воспринимал занятия как наказание, например за разбросанные игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. Если ребёнок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более удобное для него время. Если возникают трудности при выполнении задания –  помогите ребёнку. Помните, что он не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности. Превратите занятия в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей"Как развивать память у детей"

В статье изложены рекомендации педагога по организации игровых заданий для детей для развития памяти дома...

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?»

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ»

               КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ               «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память на скорости развития опереж...