консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев" 07.11.2024
консультация (младшая группа)

Лариса Анатольевна Дьяченко

консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев" 07.11.2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.24.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей .

"Ум на кончиках пальцев"

Начало развитию мышления, а также речи ребенка дает рука. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Мария Монтессори – детский психолог разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами. Российский физиологов. В.М. Вехтерев, в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. Павлов И.П. большое значение придавал тактильным ощущениям, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а речь совершенствуется посредством тренировки пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…..» Она пришла к заключению, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Именно в дошкольном возрасте необходимо особое внимание уделять таким видам деятельности как пальчиковые игры, лепка из глины, пластилина, теста, рисование, игры с песком, дидактические игры, аппликационное творчество, игры с предметами домашнего обихода, ручной труд, графические упражнения.

Пальчиковые игры необходимо строить таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Продолжительность пальчиковых игр и упражнений зависит от возраста детей: младший возраст от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте 10-15 минут в день. В 3–4 года важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками обеих рук. Для этого стихотворение повторяем дважды. В 4–5 лет в игры включаем более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчики.

Лепка из пластилина, глины, теста - это в первую очередь благотворная почва для детских фантазий, прекрасный мир, полный красивых идей. Работая пальчиками и создавая своих героев, малыши развивают мелкую моторику рук, которая самым положительным образом влияет на развитие их речи. С детьми младшего возраста лепим из глины и теста колбаски, колечки, шарики. С детьми среднего возраста лепим из пластилина животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку). Дети уже учатся оттягивать из основной формы части (уши у зайца, клюв у птицы), сглаживают поверхность формы (чашки, тарелки), присоединяют части, прижимают и примазывают их (ручка к чашке), загибают края расплющенной формы (мисочка, тарелочка). С детьми старшего возраста используем пластилин, глину, тесто в различных видах лепки:

- размазываем пластилин по картону, по крышке из под майонезной банки и втыкаем в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

- наносим трафаретом рисунок на картон, катаем шарики одного размера и выкладываем из них рисунок;

- оклеиваем пластилином стеклянную бутылку и придание ей формы вазы, чайника и т.д.

- лепим персонажей сказки, прочитанной на кануне, используем их для драматизации.

- лепим геометрические фигуры, буквы, цифры.

- лепим игрушки, украшая их налепами, углубленным рельефом, Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекаем их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки раскрашиваем красками.

Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, фломастер, кисть, мелки тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова, движения его руки становятся более точными, координированными. С младшими

дошкольниками рисуем фломастерами, гуашью. На первоначальном этапе ребенок только учится удерживать кисточку, фломастер, поэтому на бумаге получаются «каляки-маляки». Затем, рисуя различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, прошу малыша помочь раскрасить, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной мной фигурки своим фломастером или кисточкой. Когда движения руки станут, более скоординированными детям предлагаю рисовать пальчиками. Рисуем одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы. Пальчиками рисуем морозные узоры, а ладошками – цветы. Тактильные ощущения, получаемые в этот момент создают положительный эмоциональный настрой, который вызывает у ребенка стремление возвращаться к этому виду деятельности снова и снова. Со средними дошкольниками при рисовании используем акварельные краски, цветные карандаши, отказываемся от фломастеров так как они не отрабатывают силу нажима, которая так необходима для подготовки руки к письму. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом у них развивается мелкая мускулатура руки. В работе используем книжки-раскраски, обводку плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовка второй половины рисунка, рисование по образцу не отрывая руки от бумаги. Со старшими дошкольниками используем различные виды рисования: монотипию, набрызги, кляксографию, тампонирование. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов сначала простым карандашом, затем цветными.

Игры с песком – одна из форм естественной активизации ребенка, они эффективно развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию тактильных ощущений, координируют движения пальцев рук, развивают конструктивные способности. С младшими дошкольниками учимся насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера, просеивать через ситечко, ищем спрятанную игрушку. Старшие дошкольники в соответствии с имеющимся опытом изображают зоопарк, домашних животных, лес и т. д., сами отбирают необходимые материалы и моделирует пространство, разыгрывают в песочнице конкретные жизненные ситуации, проигрывают знакомую сказку.

Дидактические игры способствуют развития зрительно-пространственной ориентировке, а это в свою очередь делает движение руки ребенка более точными, упорядоченными координированными. Они требуют от детей усидчивости, терпения, развивают навыки выполнения действий по заданному образцу. В каждом возрасте свои дидактические игры. Для малышей необходимо использовать пирамидки из колец ( от 1 до 6 ), башенки, матрешки 2-4 местные, кубы – вкладыши 2-3 местные, мозаику геометрическую крупную, набор кирпичиков окрашенный в основные цвета.В средне возрасте используем пирамидки из колец ( от 6 до 12 ), матрешки 3-4 местные, мозаику геометрическую плоскостная, строительный материал № 1, детское домино с картинками, кубики с картинками (из 4-6 кубиков) В старшем возрасте используем конструктор металлический № 1,2, конструктор Поликарпова, разнообразные мозаики, шашки, домино, паззлы, счетные палочки, игры в соответствии с рекомендациями Б.П. Никитина «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Сложи квадрат», «Узелки», подобрала игры со счетными палочками.

Аппликационное творчество несет в себе большой потенциал развитию руки. Работа с ножницами заставляет мышцы рук двигаться в направлении, которое задает шаблон, а это в свою очередь способствует сильному мышечному напряжению всей руки. Плавными, направленными движения становятся в ходе продолжительной работы ребенка с ножницами. Младшим дошкольниками предлагаем рвать руками бумагу и наклеивать на чистый листок, помогаем при этом придать какую-либо форму, получается осмысленный коллаж. В работе с детьми среднего возраста используем ножницы, обязательно с закругленными концами. Для начала вырезаем геометрические формы и клеящим карандашом, закрепляем их на листе бумаги. В дальнейшем геометрические формы располагаем на полосе, круге, квадрате чередуя их по цвету, форме, величине. Дети старшего возраста складывают бумагу вдвое и гармошкой и вырезают различные симметричные формы. Для создания выразительности образа дети сочетают способ обрывания и вырезания.

Графические упражнения. Самым главным и нужным для подготовки руки к письму является работа карандашом в прописях. В рамках индивидуальной работы и как часть занятия использую индивидуальные тетради: «Подготовка к письму» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.., «Графические диктанты» Д.Б. Эльконина. На этом этапе диктанты становятся более сложными, ступенчатыми. Дети не тратят много времени на осознание задания, это говорит о формирующейся моторной памяти. Эти упражнения готовят ребенка к школе, служат широким спектром развития графических навыков. Штриховка является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки, этим видом рисования мы с детьми занимались в свободной деятельности. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование движений мелкой моторики рук. Для штриховки используем простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Штрихуем вначале короткими и частыми штрихами, затем методом центрической штриховки, и только на последнем этапе штриховка длинными параллельными отрезками. Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Игра "От дома к дому" (соединить между собой домики одного цвета и формы). Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами "От домика к домику".Игра "Всевозможные лабиринты", детям рисую лабиринты, они "проходят» по ним карандашом. Обведение и штриховка вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития рук. Каждую фигурку штрихуем под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий, штрихуем сеткой. Во всех случаях использую образцы.

Ручной труд, Прекрасные способы развивать мелкую моторику детей младшего возраста: застегивать и расстегивать липучки, кнопки, молнии, пуговицы. Пуговицы использовала большие и круглые, чтобы свободно проходили в петлю, молнии пластмассовые с большими замками, шнурки с крепкими кончиками, пластмассовыми или металлическими. Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);способствуют развитию речи, развивают творческие способности, в них развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. В младшем возрасте эти игры использую, чтобы научить детей вдевать шнурок в дырочку в хаотичном расположении, в среднем учимся последовательно шнуровать яблоки к яблоне, игрушки к елке, со старшими детьми используем шнуровку с деревянной иголкой, дети вышивают узор одновременно учатся держать иголку. В среднем возрасте на занятиях и в индивидуальной работе нанизываем бусинки, пуговицы, рожки, макароны, большие и маленькие, или круглые и квадратные, соблюдал определенную последовательность. С детьми старшего возраста бусы делаем сами, разрезаем прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручиваем в виде бусины, конец ее закрепляем при помощи клея. Готовые бусины нанизываем на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости. Любимое занятие детей, плетения ковриков из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. В сюжетно ролевых играх дети упражняются в завязывании бантиков куклам, делаем узлы на ленте, играя в пиратов вяжут "морские узлы" на веревке. С удовольствием дети шьют иголкой. Первый шов это "вперед иголку", переходим к швам "за иголку" и "строчке". Все виды швов сначала проделываем в воздухе, т. е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуем и иголкой с ниткой. Очень трудно детям научиться завязывать узелок на нитке в этом нам помогает скатывание бусинок из бумаги.

Достоинством игр с предметами домашнего обихода, для развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Эти игры способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс. Многие новоприобретенные детьми навыки не облегчат жизнь родителям, но зато родители смогут гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

Консультация для родителей

второй младшей группы на тему:

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства дошкольнику. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и его успешного обучения в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребенка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек. Развивая связную речь, следует учить детей: - Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них; - Задавать вопросы; - Активно включаться в разговор; - Объяснять содержание картинок, ситуаций.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Поэтому, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны ( дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение- это взаимоотношение взрослого и ребенка, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответную реакцию ребенка взрослому.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учиться более сложным формам общения, не только просит или помогает . но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а случае необходимости даем верные образцы для усвоения.

Развивающие игры для детей трех- четырех лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребенка, активизируют его речь, формируют наглядно- образное и понятийное мышление. Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и т.д. Для игры можно использовать игрушки, любые предметы. – Нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Машинка (какая?) – пожарная, красная, железная, быстрая, большая; Мишка (какой?) – пушистый, мягкий, смешной, теплый;

- Игра наоборот. Взрослый использует прилагательные: круглый, резиновый, легкий, воздушный … ребенок называет предмет –шарик.

– Игра в использовании слов противоположного значения (формирует наглядно- образное мышление у ребенка): Например: Высоко- низко, далеко- близко, широко- узко, глубоко- мелко….

- Игра «Объединяй-ка» (классификация предметов). Например: сапоги, тапочки, туфельки, чешки- обувь; пароход, машина, самолет, грузовик – транспорт.

– Игра «Назови». Например: Фрукты (ребенок называет фрукты): яблоко, груша, персик, лимон и т.д.

- Игра «Скоро сказка сказывается» - учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них. (Сказки: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».) Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

- Игра «Рифмоплет» - данная игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма. Например: взрослый говорит «Саша» - ребенок: «Каша»; взрослый -«Ушко». Ребенок: «Подушка» и т.д. Внимание: в этой игре важна рифма, а не смысл. Играйте с детьми в игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребенка и богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть полезны и интересны всем членам семьи. В них можно играть, в выходные дни, вечером перед сном. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка. его возможности и способности. Радуйтесь успехам и маленьким победам!

Нормы речевого развития детей 3-4 лет. Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет. – Ребенок должен знать и проговаривать собственное имя, отчество и фамилию; - Называть имена близких родственников и друзей; - Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию; - Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные; - Распределять в своей речи предметы по группам: посуда(сковорода, тарелка, чашка); - Находить признаки предметов: окно- прозрачное, стул- деревянный, лимон- кислый; – Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети играют; - Повторять услышанное, пересказывать; - Разговаривать громко и тихо.

При любых достижениях и успехах не забывайте хвалить и поощрять ребенка.

Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Цель: помочь родителям в организации дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок.

В свою очередь дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.

Задачи, в которой не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. А также дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Что значит всестороннее развитие ребенка? Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут (именно играя с ним в дидактические игры) ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком.

Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи. Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается.

В физическом воспитание игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе. Не забывайте, что, для каждого возраста – своя дидактическая игра.

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела), он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают.

Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: их содержание отвечает обучающей цели, они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.

Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др. В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку?) и т.д.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей и на их состояние в общем. Поэтому играйте со своими детьми, делайте запоминающееся детство своего ребенка.

Предлагаю поиграть с ребёнком дома:

Дидактическая игра «Назови три предмета»

Цель: воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»). Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол и платит фант. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель называет то одно родовое понятие, то три видовых.

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: Воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

Дидактическая игра «Найти путь к домику зайчика»

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).

Оборудование: Набор карточек с лабиринтами.

Ход игры: Нужно выбрать из разных дорожек ту, которая приведёт зайчика к домику. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть.

Дидактическая игра «Помоги Петрушке попасть в цирк»

Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрительную память.

Оборудование: Набор карточек с лабиринтами.

Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь Петрушке попасть в цирк. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.

Дидактическая игра «Ищем клад»

Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.

Оборудование: маленькие куколки-человечки (можно из набора «ЛЕГО»), карта-план своего микрорайона для каждого из играющих детей, наборы цветных карандашей.

Ход игры: 1-й вариант игры: выполнение задания основано на совместном творчестве взрослого и детей. Перед каждым ребенком лежит план микрорайона. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в поисках клада. Далее создается сказочная ситуация: Незнайка получил конверт с письмом, в котором сказано, что в нашем микрорайоне зарыт клад, и указано место, где его можно оттыкать (у аптеки – справа). Но до этого места нужно дойти, выполняя все задания

Дидактическая игра «Поиск клада»

1. Выяснить названия основных улиц.

2. Определить ориентиры (аптека, поликлиника, почта, метро, магазин и т. д.), найти их на плане.

Теперь ребята «превращаются» в маленьких куколок-человечков, которые смогут гулять по улицам (на плане). Отправляются на прогулку из детского сада. Воспитатель сопровождает свой рассказ употреблением предлогов за, перед, между, вправо, влево (до указанного места).

В следующий раз, играя в искателей клада, ребенок сам может описать свой путь от детского сада до нужного места, употребляя в своей речи соответствующие предлоги.

2-й вариант игры: путь к кладу можно указывать, прокладывая себе дорогу с помощью цветных карандашей, рисуя направление от точки отсчета, которой является сам ребенок, к месту, где зарыт клад.

Заслуживают поощрения те ребята, чьи куколки первыми дойдут до места расположения объекта (клада) или нарисуют путь к нему.

Освоившие игру стремятся уже сами «прятать клад», то есть обозначать место, где зарыт клад. Так что ребенку очень понравится, если взрослый поменяется с ним ролями.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления цветах спектра. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры: Вариант 1

На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.

Вариант 2

Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Консультация для родителей "На кончиках пальцев"...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

консультация "Речь ребенка на кончиках его пальцев"

Консультация "Речь ребенка на кончиках его пальцев"...