«Будем добры. Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
«Будем добры. Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление
доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать
способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить,
попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять
недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг услышим, — я и ты?
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам.
Очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»
Безусловно, один в поле не воин. Хотя усилия воспитателя не пройдут даром, но, если они будут подкреплены сонаправленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше.
Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студеную зиму, о ребятах из соседнего двора - о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Будем добры. Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление
доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать
способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить,
попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять
недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг услышим, — я и ты?
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам.
Очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»
Безусловно, один в поле не воин. Хотя усилия воспитателя не пройдут даром, но, если они будут подкреплены сонаправленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше.
Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студеную зиму, о ребятах из соседнего двора - о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей гуманного отношения к людям и окружающей природе.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к людям и миру природы.Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формиро...
Консультация для родителей "Воспитываем в детях гуманное отношение к животным и птицам"
Практические советы родителям по воспитанию гуманности по отношению к животным и птицам....
Консультация «Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру у ребенка дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, э...
Консультация для родителей: «Воспитываем в детях гуманное отношение к животным и птицам».
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать. В.А. Сухомлинский...
Развитие у детей эстетичего отношения к окружающему миру
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребёнка к окружающей действительности...
Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру".
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, э...