О дошкольном воспитании: "Устремляйте детей к красоте"
статья

Бирюкова Оксана Владимировна

При воспитании устремляйте детей к Красоте.

Слово "воспитание" есть не что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным и утонченным, а значит - Прекрасным. 

Мы, воспитатели, должны идти по пути к всему светлому, доброму, прекрасному, благородному и устремляясь по нему, мы должны увлечь за собой детей. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_doshkolnom_vospitanii_-_ustremlyayte_detey_k_krasote.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

При воспитании устремляйте детей к Красоте

Каким будет будущее?  На этот вопрос ответить непросто. Мы, педагоги и воспитатели, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет Человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества. Нужен единый Путь, который выведет нас к Свету. Этот Путь объединяет все то истинно доброе, благородное, прекрасное, к чему мы стремимся. Мы, воспитатели нового поколения, должны встать и идти по этому Пути. Устремляясь по нему, мы должны увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия, становится его самостоятельным выбором. Но чтобы увлечь, нужно нечто такое, что притягивает, вызывает уверенность, а значит, спокойствие и решимость. Древняя притча гласит: странники увидели пастуха, за котором шло большое стадо. Они спросили его, как ему удается управлять таким большим стадом? Пастух ответил: "Просто я живу с ними и люблю их, и они чувствуют, что за мной идти безопасней". Так же и дети всегда чувствуют, за кем идти безопасней, кто их любит и живет вместе с ними их жизнью. Самый безопасный путь — это Путь к Свету. Он полон трудностей и терний, так же, как и любой путь в гору, но он самый верный и единственный для человеческого духа.

Многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача - вспомнить о них и претворить их в своей жизни с новой энергией, в новых сочетаниях. Так, один из ключевых факторов обновления и возрождения воспитания детей был ясно и четко сформулирован еще Львом Николаевичем Толстым: "Нет проблемы воспитания. Есть проблема самовоспитания". Признать это легче, чем осуществлять в своей жизни. Сегодня это одна из основных проблем педагогики. Мы все больше и больше устремляемся к каким-то технологиям, методикам, вся наша подготовка педагогических кадров связана только с приобретением различных знаний и умений. Но вот о самой сути - о личности человека, о его внутренней культуре, мировоззрении, духовно-нравственном потенциале - мы забываем. А именно эти свойства человеческой личности в первую очередь влияют на детей, и в особенности на малышей. По этому поводу замечательно сказал В. Одоевский: "Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка. Не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами". И еще: "Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя" (А. Острогорский).

Еще одним краеугольным камнем воспитания должна стать Красота. Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. "Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается... От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей - к красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте" (Платон). "Через красоту - к человечности". (В. А. Сухомлинский). "Красота — это обещание счастья" (Т. Гоббс). "Нравственность должна выступать в форме красоты" (Гегель).

Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без Красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть Красоту и воспринять ее, так как невоспринятая Красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия Красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать Красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами. В чем же мы видим Красоту, где ее находим? Конечно же, прежде всего мы вспомним о природе. Не стоит говорить, сколько Красоты в ней можно найти, сколько вдохновения, очищения и прекрасных ощущений она в себе несет. Не забудем и о небе, в котором также живет Красота - целый мир красок, ощущений, образов, питающих детское восприятие и воображение.

Далее в поисках Красоты от Красоты нерукотворной мы переходим к рукотворной Красоте. Конечно, это мир искусства. Вспомним Сухомлинского: "От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи". Литература, поэзия, живопись, музыка - источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и дети скорее что-то увидят и почувствуют.

В чем же еще есть Красота? Если под Красотой понимать то, что способно возвышать, воспитывать, облагораживать и очищать душу, делать человека лучше, то третьей ипостасью Красоты станет Красота Человека, его внутренняя Красота - Красота его духа, всей его жизни, высшее проявление которой - подвиг. Воспитание нравственности и чувства Красоты хорошо осуществлять на примерах народных героев разных стран и времен и жизнеописаний великих людей планеты, живо и интересно пересказанных для детей. По этому поводу русский философ и педагог Н. В. Шелгунов писал: "В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история предоставляет мало примеров героев? "


Такова триада Красоты, которая может быть положена в основу воспитания.  Дети поверят в Красоту, если они увидят ее связь с жизнью, увидят ее в самой жизни. Красивыми будут и внешний виц воспитателей, и их речь, и взаимоотношения с детьми.

Так, первые семь лет жизни есть самый важный период для воспитания и развития ребенка, и его нельзя пропустить. Поэтому все мы с еще большей ответственностью и серьезностью должны подходить к дошкольному воспитанию. В системе образования этому периоду необходимо уделять самое большое внимание. Это следует понять обществу и государству. Огромные средства, которые государство тратит на борьбу со все возрастающими пороками в среде детей и подростков, могли бы быть сэкономлены, если бы в самом начале жизни в детях были бы заложены основы нравственности, культуры, широкого кругозора, воспитан интерес к жизни и открыт ее высший смысл.

Так, слово "воспитание" есть не что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным и утонченным, а значит - Прекрасным.

Будем верить в будущее, в себя и в детей, и тогда многое претворится уже сегодня!

Валерий Ашиков

Педагог, стаж с 1988 года, лауреат Международного педагогического конкурса "Школа", автор программ и методик по дошкольному образованию, книг и творческих пособий для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

Проект деятельности детей тестопластикой «Красотою дивной сердце радуется»

Цель: Основываясь на анализе имеющихся условий, учитывая творческий потенциал;1.    Увеличить уровень творческого развития детей, посредством лепки из солёного теста;2....

Учите детей чувствовать красоту художественного слова»

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка - это не только развлечение, ...

Конспект занятий по декоративной лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Городецкие цветы небывалой красоты»

Задача:- продолжить знакомство детей с Городецкой росписью;- учить изображать элементы росписи при помощи пластилина; -закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получениянужного оттенка...

Рекомендация «Учите детей видеть красоту природы»

Рекомендация «Учите детей видеть красоту природы»Вы замечали, насколько разными бывают люди? Одни совершенно неспособны замечать прекрасное вокруг, для них в приоритете практичность, другие считают кр...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»

Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход....