Как обустройство детской влияет на развитие ребенка
статья
Учимся создавать детское развивающее пространство дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obustroystvo_detskoy_vliyaet_na_razvitie_rebenka.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Как обустройство детской влияет на развитие ребенка
Учимся создавать детское развивающее пространство дома
Многие родители уверены, что раннее развитие ребенка — залог своевременного раскрытия способностей и талантов, его успешности в будущем и высокой самооценки. На этом весьма ловко спекулируют различные детские развивающие центры. «Авторские методики», «уникальные программы развития», — кричит реклама на листовках и баннерах. И вот уже мамы и папы подмышку с ребенком мчатся в погоню за детским развитием, чтобы сделать досуг своего чада максимально интересным, насыщенным и развивающим.
В тоже время психологи утверждают, что тратить огромные суммы и физически истощаться в поисках лучшего для своего ребенка абсолютно не обязательно. Что всё, что необходимо для гармоничного развития, уже есть у вас дома. Что грамотно обустроенная домашняя среда даст вашему ребенку гораздо больше, чем любой развивающий центр.
Даже самые увлеченные родители не могут (да и не должны) быть постоянными «аниматорами» для своих детей. В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, критически мыслил. Умел планировать, разумно рисковать, справляться с трудностями и придумывать новое. Предпосылки для этих качеств могут формироваться как раз в дошкольном периоде.
Давайте попробуем вместе разобраться, как обустроить домашнее пространство так, чтобы оно действительно работало на развитие ребенка.
Специалисты выделяют 3 основных принципа организации развивающей среды:
- Место;
- Время;
- Отношения с теми, кто рядом.
Поговорим подробнее о каждом из них.
Место
Для создания развивающей среды дома не нужно много места — на помощь приходит зонирование. Оно позволит ребенку понять, где можно найти нужные предметы для той или иной активности.
- Малыш любит лепить и рисовать? Отведите для творчества отдельное место.
- Увлекается конструированием? Подумайте, где удобнее всего ему будет сооружать свои постройки.
- У вас растет книголюб? Поставьте книги на отрытую полку, чтобы он мог самостоятельно выбрать интересную книгу.
Обратите внимание на те материалы, которые предлагаются ребенку для самостоятельной деятельности. Ведь если при взаимодействии с ними возникает ситуация запрета или ограничений («не разбрасывай по всей комнате», «аккуратнее, сломаешь»), то у юного исследователя попросту пропадает желание использовать то, что вызывает явное негодование со стороны родителя. Ничего страшного, если во время постройки, например, гаража для машинок, повсюду будут раскиданы детали конструктора. Не мешайте ребёнку воплотить задуманное. А после окончания игры, напомните ему, что нужно навести порядок в комнате.
Где же хранить игрушки и материалы для творчества?
Даже в дошкольном возрасте у детей разные возможности по взаимодействию с теми или иными предметами. К примеру, в 4 года ребенок уже в состоянии сам открыть коробку с конструктором или пазлом, знает где она лежит, а значит, ему не требуется помощь взрослого, чтобы заняться любимым делом. Но если вашему малышу всего 1 или 2 года, то сразу возникают сложности, даже если все предметы будут лежать в удобных прозрачных контейнерах. Поэтому в создании развивающей среды и мотивации ребенка на игру помогут открытые полки, предметы, расположенные на уровне его глаз, и свободный доступ к материалам.
Определите условные активные зоны времяпрепровождения и спокойного отдыха. Кстати, последним не стоит пренебрегать! Уголок, где малыш может побыть один, необходимо «закрепить» за ребенком и не занимать без его разрешения. Это может быть небольшой вигвам или закуток за диваном, куда заботливые взрослые положат подушку или поставят стульчик. В этом месте ребенок сможет отдохнуть и немного побыть наедине с самим собой.
Игрушек и материалов для творчества не обязательно должно быть много, но они должны быть разнообразными. Не стоит перегружать пространство, но важно дать выбор. Здесь стоит обратить внимание на полифункциональные материалы, которые пробуждают фантазию и побуждают к творчеству: кусочки разноцветной и разнофактурной материи, коробки, баночки, различные детали. Разумеется, мелкие детали маленьким детям без присмотра оставлять нельзя.
Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой средой, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить кубики с буквами, азбуку на стене, бумагу и карандаши для рисования, лоскутики ткани, разнообразные карты и книги, спортивный инвентарь (мячики разного размера и фактуры, скакалка, обручи и пр.), строительные материалы (кубики и кирпичики), измерительные приборы (весы, лупа) и многое другое, в общем, всё то, что позволило бы значительно расширить мир ребенка.
Вы знаете, что происходит, если поместить самый обычный огурец в рассол? Правильно, он становится соленым. Точно также и с детьми. Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды, ребенок всё равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка, имеющего под руками больше стимульного материала, развитие будет идти гораздо более динамичней и разносторонней. Поэтому даже просто создав для ребенка развивающую среду и не особо сосредотачиваясь на специальных занятиях, вы уже активизируете процессы его творческого и интеллектуального развития.
Дома и стены помогают.
Стены - один из самых удобных способов размещения информации. Вот что пишут Никитины в книге «Мы и наши дети»:
«Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания "на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.»
Пока ваш ребёнок маленький, стены лучше украшать крупными яркими картинками. Под картинками можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке. Какие картинки можно размещать? Фотографии и картинки людей, растений, овощей-фруктов, животных, предметов домашнего быта и т. д. По мере роста малыша, картинки сменяются – можно повесить географические карты, карты животного и растительного мира, алфавит, цифры, геометрические фигуры, схему солнечной системы и т. д.
Монтессори на кухне
Что можно делать?
- На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т. д.
- Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью - и пусть малыш ищет парные носки.
- «Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный. Игры с ситом: смешиваем рис и манку, показываем малышу зёрнышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.
- Ставим несколько емкостей (кастрюлек, больших чашек) в одну насыпаем крупу и даём ложку-поварешку – пусть пересыпает крупу туда-сюда.
- Берем емкость с узким горлышком и просовываем туда фасолинки, горох или рис. Можно взять пластмассовую банку из-под масла, наклеить на крышку рожицу, в месте рта сделать отверстие и «покормить» нарисованного человечка.
- «Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть ребёнок их ищет.
- Тесто - можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.
- И еще помогаем маме - приносим-подаем картошку, шелушим лук, наводим порядок, или устраиваем звуковое сопровождение, для чего юному музыканту потребуется несколько кастрюль и ложка:).
Клей-ножницы-бумага!
Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!
Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия, клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное. Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.
Игры с водой.
С водой также можно придумать множество игр. Играть можно прямо в ванной или же налить в тазик воды и выставить его на пол. Если вы играете в ванной, то посадите в нее ребенка, не наливая туда воду, а просто пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя. Можно поставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем, тогда воду можно черпать и из таза, и наливать из крана. Воду можно переливать разными емкостями, можно кидать в нее разные игрушки и пробовать их поймать – двумя пальчиками, рукой, ложкой. Можно изучать физику: кидаем в воду разные предметы и смотрим, что тонет, а что нет. Можно лить в воду разные жидкости: кефир, сироп, чай, сыпать порошки – соль, сахар, манку, крахмал, кофе и т. д. Можно отжимать губки - очень полезно для развития кисти рук.
А еще можно поручить помыть посуду.
Главное и основное правило организации развивающей среды дома – доступность.
Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто подходил и брал то, что ему интересно.
Развивающие материалы можно расположить в соответствии с возрастом ребенка: пока он еще маленький, кладем их на самые нижние полки, а по мере роста карапуза, он встает и дотягивается все выше и выше, до новых сокровищ на более высоких полках. Не нужно запирать дверцы шкафов и тумбочек, просто уберите ценные вещи повыше.
Время
Согласитесь, времени на игру у ребенка дошкольного возраста гораздо больше, чем, к примеру, у школьника. Но, если посмотреть внимательнее, какое количество фактического времени занимает в день свободная игра? Достаточно ли этого времени ребенку, чтобы успеть воплотить свой замысел: отправиться на поиски сокровищ или сразиться с драконом, соорудить крепость из подушек или испечь пирог в воображаемой духовке?
Если сокровища так и остаются не найденными из-за необходимости идти чистить зубы и ложиться спать, то обратите внимание на распорядок дня ребенка и подумайте, как оптимизировать его так, чтобы у него было больше времени для свободной игры. И если вы всё продумали, и время на воплощение фантазий осталось достаточно, но игра всё-таки требует продолжения или завершения, дайте ему эту возможность. Ребёнок строит дом из кубиков и не успевает возвести стены? Не стоит заставлять его убирать конструктор в ящик перед сном — позвольте оставить конструкцию для продолжения игры на следующий день.
Отношения с теми, кто рядом
Последний по счету, но не последний по значимости критерий в создании развивающей среды — отношения с близкими и любящими взрослыми. Ведь участие родителей в жизни ребенка — одна из составляющих гармоничного развития в период взросления. Задумайтесь, как часто вы разговариваете с сыном или дочерью (даже если они еще не могут ответить), читаете вместе книжки, проявляете искреннюю вовлеченность. Старайтесь поддерживать теплые и доверительные отношения с ребенком. Главным условием для развития является спокойная психоэмоциональная атмосфера дома. Если ребёнку не уютно и не комфортно по каким-либо причинам, то потребность в развитии отходит на второй план.
Вместо итога
Даже в самом лучшем, самом оснащенном и самом современном развивающем центре ребёнок не получит того, что ему могут дать любящие мама и папа дома. Уделив немного времени правильной организации домашней среды, родители сделают своему чаду неоценимый подарок, который поможет ребёнку расти самостоятельным и инициативным, научит его принимать решения и не бояться трудностей, сформирует здоровую и цельную личность.
Свобода творчества и самовыражения, уважение личности и создание условий для познания мира, искренняя родительская вовлеченность — всё то важное, что действительно необходимо для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как речь влияет на развитие ребенка
Речь,как фактор влияющий на полноценное развитие ребенка...
Детское плавание, как оно влияет на развитие ребенка!
Детское плавание, как оно влияет на развитие ребенка! Полезность занятий плаванием для растущего детского организма нельзя недооценивать. У детей, которые с самого раннего возраста посещают занятия п...
Статья «Как продуктивная деятельность влияет на развитие ребенка».
В наше время все чаще и чаще встречается у детей задержка речи, нарушение психических процессов. Дети стали более агрессивными, не умеющими переживать, помогать сверстникам и взрослым. Не замечают кра...
Статья на тему: "Как творчество влияет на развитие ребенка?"
Как творчество влияет на развитие ребенка? В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. О...
Статья "Как игра влияет на развитие ребенка"
Игра-как средство развитие ребенка в любом возрасте,является неотьемлимой частью жизни,воспитания и развития ребенка....
Как творчество влияет на развитие ребенка?
Когда дети занимаются творчеством, они не только структурируют свое время, но также и развиваются. Творческие занятия помогают становлению познавательной сферы, мелкой моторики и могут способствовать ...
Как музыка влияет на развитие ребенка?
В статье рассматривается вопрос о влияния музыки на организм человека и что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Правильно подобранну...