Консультация для родителей "Утренний круг в разновозрастной группе детского сада"
статья

Мартынова Галина Степановна

Консультация для родителей "Утренний круг в разновозрастной группе детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug_v_raznovozrastnoy_gruppe_dou.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Утренний круг в разновозрастной группе ДОУ»

Мартынова Г.С., воспитатель

г. Красноярск,

МБОУ СШ № 99 СП  ДС «Волшебники»

Одним из принципов программы «Золотой ключик» является осуществление организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении в разновозрастных группах. Именно за счет разновозрастных групп происходит естественное саморазвитие игры и других видов детской деятельности, взаимное обучение старших и младших дошкольников, формируется особый микроклимат общей заботы и поддержки.

Обязательное условие программы «Золотой ключик» в разновозрастном детском коллективе - проведение утреннего круга. Действительно, переоценить значение утра, как начала дня, для дошкольников невозможно. От того, как начнется утро, зависит и настроение на весь день. Утренний круг – это часть режимного момента, который можно проводить перед завтраком или сразу, после окончания завтрака.

Целью утреннего круга является организация свободного речевого общения дошкольников всех возрастных категорий, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего круга являются:

- создание условий для взаимодействия, дружеского общения дошкольников и атмосферы доверия в разновозрастной группе;

- формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

- встреча друг с другом и создание положительного эмоционального настроя через «волшебные» приветствия, пожелания, комплименты и подарки;

- обмен личностной информацией и новостями;

- планирование списка интересных дел на день.

Для того чтобы утренний круг вошел в вашу практику и в жизнь дошкольников, необходимо провести несколько подготовительных действий, отработать их и закрепить вместе с дошкольниками. Обычно подготовительные действия выражаются в виде ряда правил, которые вводятся постепенно, и тогда, когда в них возникает потребность. Формулировки правил обязательно обговариваются с детьми. Правила можно оформить в виде схемы, символов или рисунков. Составленные правила можно разместить в виде рисунков на самом видном месте группы, а можно создать книгу правил и при необходимости обращаться к ней. Книга тоже должна находиться на видном месте и служить наглядным напоминанием о том, что составленные правила должны соблюдаться в группе.

Утренний круг может включать в себя несколько структурных элементов.

Позывные для утреннего круга. Дошкольники должны выбрать для себя  форму оповещения о начале утреннего круга. Для оповещения можно выбрать звон колокольчика, фрагмент веселой музыка, речевку и т.д. Позывные, по договоренности  с дошкольниками, можно менять в зависимости от проживаемого образовательного события.

Организация утреннего круга. Сам утренний круг способствует сплоченности, открытости, чувству единства в детском коллективе, но необходимо вместе с детьми договориться о способе организации круга. Можно расположиться по кругу на стульчиках, можно сесть в круг без стульев, так, как удобно каждому ребенку. Время от времени можно использовать индивидуальные мягкие подушечки, можно применять ленточки-лучики и т.д. Если возникла необходимость изменить порядок расположения детей в утреннем круге, можно использовать игру «менялки».

Приветствие. Для всех дошкольников в разновозрастной группе важно эмоциональное благополучие. Взрослый педагог в таком коллективе имеет очень большое позитивное влияние. Поэтому важно продумывать и придумывать разные приветствия для всех и для каждого. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным, но нужно приучать детей обращаться друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза, устанавливая, таким образом, дружескую, теплую, семейную  атмосферу. Во время приветствия в утреннем круге многое имеет значение: поза взрослого педагога, его спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Благодаря такому взаимодействию, дети усваивают множество веселых, занимательных и уважительных приветствий. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты, «волшебные» слова.  Когда одна процедура приветствия усвоена, то дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

Новости. Дошкольники в разновозрастной группе всегда испытывают потребность в знаниях и желание поделиться разной полученной информацией в утреннем кругу. Поэтому обмен различными новостями является у детей любимой частью утреннего круга. Обмен новостями дает детям возможность рассказать личную информацию, поделиться интересными событиями. Темы новостей могут быть свободными и традиционно сложившимися. Так, например, каждый понедельник дошкольники делятся новостями на тему «Как я провел выходные дни», где дети рассказывают о самых интересных событиях, которые произошли в их семье за выходные дни. Или дошкольники делятся новостями, которые узнали дома по образовательному событию, которое происходит на данный момент в группе.

Обмен информацией. Помимо обмена новостями для дошкольников разновозрастной группы важно, чтобы происходил и общий обмен повседневной информацией: какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день недели, какое число, кто сегодня не пришел в детский сад, что сегодня произошло в группе, что вы заметили и т.д.

Проблемные ситуации. Находясь в утреннем круге, видя друг друга и общаясь, дошкольники имеют возможность вместе поразмыслить над возникшей проблемной ситуацией, могут высказать свое мнение по данному вопросу или вместе разделиться на мини-группы для нахождения решения для проблемной ситуации. При таком взаимодействии выполнение совместной задачи становится веселым и увлекательным делом: для каждого ребенка находится своя роль и каждый дошкольник чувствует себя частичкой большой команды.

Предоставление права выбора центров активности. Завершающим  компонентом утреннего круга может являться обсуждение детьми центров активности, которые будут способствовать дошкольникам  осуществлению запланированных дел на день.

При такой организации начала дня в детском саду в разновозрастной группе, жизнь дошкольников становится яркой, интересной, веселой, содержательной и насыщенной. Дошкольники не только обучаются социальному и коммуникативному взаимодействию, но и приобретают бесценный жизненный опыт работы в небольшом коллективе, учатся планировать свой день.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада

Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...

"Организация праздников и развлечений в разновозрастной группе детского сада"

Данная презентация готовилась как  отчетный  материал по  работе  в   разновозрастных  группах. Презентовалась в курганском  ИРОСТе на   областном   вебина...

Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....

Исследовательская работа в разновозрастной группе на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в разновозрастной группе детского сада»

. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы ...